В начале апреля пресс-служба Генеральной прокуратуры Казахстана сообщила о конфискации в доход государства средств, принадлежавших Магзуму Абдралиеву, который с 2012 года находится в международном розыске. Его компания была не только «стиральной машиной» для приграничной мафии, но и огромным складом наличных. И, судя по озвученным судом по «хоргосскому делу» данным, обнаружена не самая большая часть уведённых от государства средств, пишет «Курсив».
Генпрокуратура, в частности, сообщает, что установлены «замороженные» денежные средства в размере более $1,3 млн в швейцарском банке Rothschild Bank Zurich. 29 марта Алмалинский районный суд г. Алматы удовлетворил ходатайство прокурора о конфискации денежных средств, находящихся в швейцарском банке.
Кроме того, в рамках досудебного расследования по данному уголовному делу, при обыске офиса ТОО «КТ «ТАТ Кредит» изъяты $762 тыс. и 915 тыс. тенге, также принадлежащие Абдралиеву. Судя по всему, последние суммы были конфискованы лет шесть назад.
Сам Магзум Абдралиев подозревается в пособничестве в легализации денежных средств за рубежом членам преступного сообщества по «Хоргоскому делу» – бывшим чекистам Талгату Жакаеву, Ирлану Абдрахманову и Бахытбеку Курманалиеву.
Пресс-служба ГП РК делает вывод: «Таким образом по инициативе органов прокуратуры приняты меры к конфискации в доход государства средств в размере более $2,1 млн. Напомним, в уголовно-процессуальное законодательство были внесены изменения, согласно которым с этого года имущество, полученное незаконным путем, может быть конфисковано до вынесения приговора».
Полезный шум или режиссура?
Начиналось все с пресс-конференции в ноябре 2010 года таможенного брокера Канагат Такеевой, которая озвучила свою версию того, что происходит на таможнях, расположенных на границе с КНР. В своем пресс-релизе она обвинила сотрудников таможенных органов в вымогательстве крупных сумм денег с предпринимателей и контрабанде. Тогда же она направила ряд заявлений в силовые ведомства и президентам РФ и Казахстана.
Если уж совсем вдаваться в хронологию и конспирологию, то в тот период в электронных СМИ была серия вбросов об участии в операции по ликвидации ОПГ на «Хоргосе» российских силовиков. Помимо неконтролируемой контрабанды товаров в сторону РФ, это вмешательство могло быть связано и с наркотрафиком, поскольку канал Пакистан – КНР (и даже Афганистан – КНР) и далее никто не отменял. Кроме того, как писала газета «Время», у бывшего начальника Департамента таможенного контроля по Алматинской области Курманбека Артыкбаева, осужденного по этому делу на 14 лет, был найден блокнот с таблицей цен на героин в Кыргызстане…
В Казахстане запустят онлайн-сервис по поиску земельных участков для бизнеса
Само же Хоргосское дело публично началось 29 апреля 2011 года, когда сотрудниками Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финпол) были проведены спецмероприятия на таможенных постах «Хоргос» и «Калжат» в Алматинской области и в центре таможенного оформления (ЦТО) «Алатау».
Позже финполиция сообщила о том, что обезврежена активно действующая ОПГ на таможенных постах региона, состоящая из более чем 100 человек.
После этих событий последовали аресты представителей правоохранительных органов и таможни, в том числе начальника таможенного поста «Хоргос» Бахытжана Айдарова, замначальника департамента КНБ по Акмолинской области Бахытбека Курманалиева, начальника ДТК по Алматинской области Курманбека Артыкбаева. Тогда же подал в отставку глава КТК минфина РК Козы-Корпеш Карбузов.
Таможня на широкую ногу
Действуя с 2006 года, организованное преступное сообщество поставило дело так, что практически любая фура везла контрабанду, независимо от принадлежности груза. Участникам внешнеэкономической деятельности диктовались условия и ставки импорта товаров с сокрытием от таможенного контроля. Предприниматели, не согласившиеся осуществлять доставку товаров из КНР в РК контрабандным способом на условиях, выдвинутых ОПС, устранялись путем организации в их отношении уголовного преследования. В ОПС вошли компании и индивидуальные предприниматели, на которых оформлялись импортируемые из КНР контрабандные товары. К таможенным махинациям были привлечены и брокерские компании, занимавшиеся подделкой инвойсов, товарно-транспортных накладных, экспортных деклараций и других документов таможенной идентификации, значительно занижая обязательные таможенные платежи.
Минсельхоз разработал программу развития мясного животноводства до 2027 года
Таким образом, ОПС провело мимо бюджета огромные суммы: как показало следствие, еженедельно через таможенные посты «Kоpгаc» и «Калжат» проходило до двухсот машин с контрабандным грузом. Преступный доход с каждой исчислялся в $20-25 тыс.
Говорят, за неделю только «Коргас» давал им миллион долларов черного нала.
В свою очередь Канагат Такеева на пресс-конференции заявляла, что в карманы приграничных преступников в сутки уходит $1,5 млн, и что под одним номерным знаком через таможню проходят до десяти автомашин.
Преступная схема работала эффективно: покровителями были начальник 5-го департамента КНБ РК, начальник управления 4-го департамента КНБ РК, зам. начальника ДКНБ по Акмолинской области, начальник ДТК по Алматинской области.
Как было озвучено в суде, с конца 2008 чекисту Абдрахманову еженедельно передавалось $25-45 тыс. для полковника Жакаева, который владел недвижимостью в Испании и т. д.
«Юридическая газета» в регулярном судебном дневнике сообщала, что таможенник Артыкбаев владел пятью люксовыми автомашинами, особняками, квартирами и кафе, счетами на сотни долларов в Казахстане и Гонконге.
Портал Zakon.kz, ссылаясь на пресс-службу ГП РК, сообщал, что по результатам проделанной работы по выявлению имущества членов ОПС, добытого преступным путем, наложен арест на 67 объектов недвижимости, 162 автомашины, 69 млн тенге, $1,5 млн, 164 тыс. евро, 8 тройских унций (284,828 граммов) золота стоимостью 1,5 млн тенге, 10 тройских унций (311,035 граммов) платины стоимостью 2,6 млн тенге, 10 тройских унций (311,035 граммов) палладия стоимостью 1,1 млн тенге, находившихся на банковских счетах, в сейфовых ячейках и т. д. Кроме того, в ходе обысков жилищ обвиняемых изъяты и арестованы: наличные денежные средства в сумме 10,2 млн тенге, $354 тыс., 70 тыс. арабских дирхамов, 52 тыс. российских рублей, 5 тыс. английских фунтов стерлингов, 61 тыс. киргизских сомов, а также большое количество ценностей (ювелирные изделия, наручные часы известных производителей и т. д.).
Стиральная машина в действии
Поток денег был огромным. Чтобы придать финансам видимость юридически обоснованного движения, их, как известно, надо было отмывать и легализовывать. В роли «прачечной» выступила микрокредитная организация КТ «ТАТ Кредит». Финансиста «хоргосского спрута» в прессе называли «серым кардиналом». Он, сокурсник и друг полковника КНБ Талгата Жакаева, вовлек в обнальные схемы сотрудников «КТ ТАТ Кредит» и множества других подконтрольных фирм.
Магзум Абдралиев вел личный контроль бухгалтерии и проводок по подконтрольным фирмам, карточным и банковским счетам. В банковской депозитарной ячейке здесь же полковники КНБ хранили свои доходы, пишет «Юргазета». Следствие обнаружило часть записей Магзума Абдралиева, касающихся бухгалтерии ОПС.
Так, по одной из отчетностей было выяснено, что Ирлан Абдрахманов и Талгат Жакаев легализовали $4 781 300, и эти деньги были аккумулированы в «КТ ТАТ Кредит».
В судебном дневнике «Юридическая газета» сообщала, что только за период с 8 января 2008 по 19 февраля 2008 года на счета иностранных компаний в Швейцарии и на Британских Виргинских островах перечислены денежные средства в сумме $28 199 399.
Кроме того, на счета иностранных компаний в ОАЭ, США, Великобритании перечислялись сотни тысяч и миллионы долларов США и евро, в общей же сумме это сотни миллионов в североамериканской валюте.
При этом привлеченная в качестве свидетеля работник следственных органов рассказала на суде, что при производстве обыска в 2011 г. денег в «КТ «ТАТ Кредит» не обнаружено. Обороты были очень слабые, даже в депозитарии остатков не нашли. Часть из них легализовалась, какая-то часть выводилась.
Абдралиев руководил кредитным товариществом вплоть до осени 2011 года. Когда началось следствие, он, согласно публикациям в прессе, выехал в Турцию, где обратился с просьбой предоставить ему право на ПМЖ. Никаких следов этого человека найти не удалось.