На этот вопрос Forbes.kz отвечают политологи Марат Шибутов, Ислам Кураев и Талгат Исмагамбетов.
Весенние политические решения Казахстана – голосование по резолюции России по сирийскому вопросу в Совбезе ООН и разрешение США доставлять грузы в Афганистан через Каспий – показали, что позиция официальной Астаны не всегда идентична позиции Москвы.
А российские СМИ добавили к этому переход на латиницу и хорошие отношения между Акордой и Белым домом, обвинили Казахстан чуть ли не в предательстве и предрекли новый «майдан».
Внезапно обрушившаяся на Казахстан волна информационного негатива была столь мощной, что у некоторых наблюдателей в республике стало складываться впечатление, что гонит эту волну непосредственно Кремль. Вот и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время неофициальной встречи с Владимиром Путиным 14 мая в Сочи акцентировал на этом внимание, подчеркнув: «Мы союзники, близкие государства, и СМИ обоих государств должны работать в таком же ключе, не раздувать из мухи слона, если возникают какие-то вопросы. Мы все эти 25 лет их так решаем».
Прокомментировать ситуацию Forbes.kz попросил казахстанских политологов.
— Всегда надо следить не за словами, а за руками. Никаких действий, которые изменили бы политику России по отношению к Казахстану, предпринято не было и, видимо, не будет, – поделился с Forbes.kzсвоим мнением политолог Марат Шибутов. – Наоборот, Казахстан сейчас для России становится более ценным и важным союзником, учитывая условия, в которых находится страна. Конечно, с одной стороны, мы не хотим ввязываться в драку, с другой стороны, мы не хотим бросать нашего союзника в трудную минуту. Надо понимать, что остальные приходят и уходят – а сосед есть сосед, никуда не денешься.
Марат Шибутов отметил, что медийная шумиха ничего общего с реальной политикой не имеет. То, что вещают российские СМИ – сугубо внутренняя пропаганда.
— А мы её смотрим и воспринимаем, как будто она рассчитана на нас. Надо помнить, что российские передачи нацелены сейчас только на одно – рейтинг. Каким образом, никого не волнует. Лучший рейтинг приносят скандалы. Так что все эти выпады – просто шоу, – считает политолог.
Политолог Ислам Кураев отмечает, что отношения между Москвой и Астаной давно уже изменились, и, как показывается практика, не в лучшую сторону.
— Однозначно в Кремле не одобряют политику Казахстана, которая выражена четким нейтралитетом во всех вопросах. Понятно, что Астана пытается лавировать между сторонами. Однако если ещё несколько лет назад такой ход устраивал Россию, то сейчас он крайне настораживает. Изначально предполагалось, что такая позиция выражена тем, что в условиях санкций Казахстан будет выступать в качестве посредника, но сегодня становится понятно, что мы становимся больше похожи на тех, кто хочет принимать самостоятельные решения, – сказал собеседник.
– Конечно, мы непосредственно зависимы, и ухудшение отношений с соседями отразится крайне негативно на стране в целом. Как мы видим, наши соседи реагируют крайне сдержанно, но имеется и шквал недовольства. Это говорит о том, что отношения усугубляются, поэтому лучше всего искать новые рычаги взаимоотношений между странами, так как все остальные площадки на данный момент недееспособны.
Россия очень заинтересована в Казахстане, и потеря его как союзника означает для нее провал в некой геополитической войне, полагает спикер.
— Казахстан придаёт «маневренность» России на всех фронтах и открывает путь в Центральную Азию, также участвует в сдерживающем факторе Китая. Думаю, в ближайшее время мы увидим какие-то изменения в двухсторонних отношениях между Москвой и Астаной, — подчеркнул он.
Политолог Талгат Исмагамбетов считает, что ужесточения политики России по отношению к Казахстану не произойдет. Правда, больше будет внимания к тому, что остается «за кадром»: будут задействованы скрытые рычаги давления и убеждения как на личностном уровне, так и по дипломатическим каналам.
— Просто закончился затянувшийся романтический период. По идее, романтический период мог закончиться в 2007, когда в своей мюнхенской речи Путин заявил, что Россия отказывается от курса Ельцина. Тогда Россия шла в фарватере западных держав, – пояснил эксперт. – Отголосок обострения американо-российских отношений неизбежно сказывается на коррекции курса их союзников. До ситуации с Сирией у России с Казахстаном не было повода перейти к тому формату, когда при всех добрососедских отношениях могут быть разногласия, обсуждения, вопросы, по которым надо договариваться, а не априори поддерживать.
Негативную тональность в некоторых российских медиа политолог объяснил влиянием «неоимперского подхода». По словам Талгата Исмагамбетова, в России считают, что Казахстан, будучи самым дружественным государством, как прежде, мог бы идти след вслед за российским внешнеполитическим курсом.
— Спокойно и хладнокровно воспринимать наличие собственных интересов у суверенного Казахстана у некоторых российских экспертов и СМИ не получилось. Сравним восприятие различных точек зрения между РФ и Беларусью с нынешним восприятием некоторых моментов между Россией и Казахстаном. Привычным стало, что президент Беларуси Александр Лукашенко поднимает острые вопросы и добивается некоторых уступок для своей страны в торгово-экономических отношениях с Россией. Лукашенко «берёт огонь на себя», то есть он в чем-то скандальный для российских СМИ и правительства РФ, а Беларусь воспринимается как «белая и пушистая» братская дружественная страна, союзник по ЕАЭС, – отметил политолог. – Казахстан – тоже союзник по ЕАЭС, ОДКБ и участник ШОС. Но есть один нюанс. Критика российских СМИ пришлась на Казахстан, личностный аспект отсутствовал. Заявления российских экспертов в СМИ – это вершина айсберга. Несомненно то, что наша страна по-прежнему будет в фокусе внимания России, но коррекция в отношениях рано или поздно должна наступить. Чего будет больше: скрытых рычагов давления или дипломатической сдержанности и холодного аналитического ума экспертов, покажет время. Пока непривычно для некоторых, что Казахстан может иметь собственную позицию, в том числе по сирийскому вопросу.