В Министерстве обороны Афганистана произошла массовая отставка части высшего военного руководства. В Кабуле прошла торжественная церемония в связи с отправкой на пенсию 61 генерала армии Исламской Республики. Это не первое событие в оборонном ведомстве, которое можно интерпретировать как попытку провести кадровую чистку. В экспертной среде связывают такое решение, которое, очевидно, принято на самом высоком уровне, с попыткой властей в лице президента Афганистана Ашрафа Гани реформировать силы безопасности и избавиться от тех военнослужащих, которые были связаны с Северным альянсом и «корпусом моджахедов». По данным «Афганистан.Ру», в ближайшее время могут состояться отставки в Военно-воздушных силах: под угрозой пилоты вертолетов.
Как ранее сообщал «Афганистан.Ру», на мероприятии, посвященном выходу на пенсию 61 афганского генерала, выступили начальник Генштаба Афганской национальной армии генерал Мохаммад Шариф Яфтали и министр обороны Тарик Шах Бахрами. Представители военного руководства Исламской Республики поблагодарили генералов за службу и за тот вклад, который они внесли в сохранение национальной безопасности. «Отставка – обычный процесс для гражданских и военнослужащих по окончании определенного периода их работы, и этот процесс будет продолжаться в соответствии с требованиями времени, международного сообщества и политического руководства страны», – в то же время объяснился Бахрами. По его словам, некоторые отставники, которые обладают необходимыми компетенциями, могут продолжить работу на благо Афганистана на гражданских должностях — таких, как губернаторы, главы уездов, а также аналитики и советники по вопросам национальной безопасности.
Впрочем, если говорить о 2018 годе, то это не единственный уход высокопоставленных военных со своих должностей, который носит такие масштабы. В частности, после нескольких террористических нападений в Кабуле этой зимой своих должностей лишились 162 генерала. По данным портала «Афганистан.Ру», увольнения были произведены в соответствии с указом президента. Выход на пенсию 61 генерала не стал исключением в этом плане. Ранее Ашраф Гани уже демонстрировал готовность проводить кадровые чистки в высших эшелонах военного ведомства, инициировав увольнение почти сотни представителей офицерского состава афганской армии в обход законодательной власти. В связи с этим президент Исламской Республики становился объектом критики со стороны оппозиции за самоуправство. Безусловно, официальный Кабул всегда мотивировал чистку в оборонном ведомстве задачей реформировать сектор безопасности, однако эти доводы не были способны убедить оппозицию. В экспертной среде обращали внимание на то, что среди отставников преобладают военнослужащие, которые были связаны с Народно-демократической партией Афганистана (НДПА) и «корпусом моджахедов».
По данным портала «Афганистан.Ру», афганское руководство в настоящее время вынашивает планы по увольнению некоторых вертолетчиков. Вероятно, чистка будет производиться так же – под предлогом модернизации войск. «Перестановки в силовых структурах Афганистана осуществляются с конкретной целью – отстранение кадров, связанных с «моджахедским корпусом», особенно приверженцев бывшего Северного альянса», — подтвердил в разговоре с порталом «Афганистан.Ру» афганский эксперт-публицист Акрам Андишманд.Аналитик усомнился в том, что моджахеды отреагируют каким-либо образом на кадровые чистки. «Образ жизни бывших лидеров моджахедов за последние годы сильно изменился. Они в основном заняты собой, и им не до этого», — отметил Андишманд.
О грандиозных планах официального Кабула реформировать оборонное ведомство Афганистана одним из первых сообщил портал «Афганистан.Ру». По этим данным, кадровые чистки были частью проекта пенсионной реформы, который команда президента намеревалась провести через парламент. Законопроект включал пункт, согласно которому военную службу должны оставить все афганские офицеры старше 55 лет. Эксперты обращали внимание на то, что афганские силы безопасности могли лишиться целого слоя людей, которые были связаны с НДПА и «корпусом моджахедов». Впоследствии, еще до того, как драфт закона поступил на рассмотрение законодательного органа, афганские депутаты и другие представители политических кругов в Афганистане высказались против такой реформы, обрушив гнев на Ашрафа Гани. Тогда принятие закона о кадровых чистках притормозилось, однако сейчас становится очевидно, что президент Исламской Республики не отказался от своих планов.
В реформировании афганской армии нельзя не заметить и российский аспект. Увольнения, как уже отмечал портал «Афганистан.Ру», должны были затронуть те круги афганского военного руководства, представители которых были подготовлены еще советскими специалистами. Эксперты отмечали, что именно этот слой военных может симпатизировать российской политике в Центральной Азии и стать потенциальной опорой ее «мягкой силы». Дополнительным свидетельством того, что в планах модернизировать силы безопасности Афганистана есть ущерб интересам России стало то, что сообщения о пенсионной реформе появились почти синхронно с началом ликвидации вооружения советского и российского производства, находившегося у афганской армии. Именно тогда в руководстве Исламской Республики начали четко говорить об отказе от вертолетов российского и советского производства. Вполне закономерно, что в Москве это интерпретировали как результат давления Соединенных Штатов на официальный Кабул, хотя стоит признать: отношения РФ и Афганистана и без того остаются далекими от нормализации – даже с учетом интенсивности визитов российских официальных лиц в Кабул.