Неделя политики: между скандалом и истиной

Автор -
824

Честно говоря, после того, как бывшему премьер-министру КР Сапару Исакову предъявили обвинение в коррупции, всем журналистам можно было смело заканчивать рабочую неделю в тот же день. Потому что интереснее больше ничего не будет. Поэтому этот обзор и вышел днем раньше.

Заключать Исакова под стражу не стали — ограничились подпиской о невыезде. Со ссылкой на пресс-службу ГКНБ, СМИ пишут:

«Установлено, что он (Исаков — авт.), в 2013 году, будучи заведующим отделом внешней политики в ранге заместителя руководителя Аппарата президента КР, при реализации проекта «Модернизация ТЭЦ г.Бишкек», используя свое политическое положение, путем совершения организованных, заранее запланированных действий вместе с группой лиц, пролоббировал интересы иностранной компании при конкурсном отборе подрядчика, в результате чего интересам государства и общества был причинен ущерб в особо крупном размере».

Реакция Исакова была немного предсказуема:

— Я пока, честно говоря, после того, как предъявили обвинение, вручили постановление, еще даже толком не успел прочитать, но… Ну, что я скажу? Возмущению нет предела. Изначально готовили и топтали имя Исакова в социальных сетях и СМИ, как я говорил с самого начала. И в итоге они создают такой антураж вокруг человека и делают из него уголовника. Я извиняюсь, конечно. Может быть, это эмоции. Сейчас мы будем с адвокатом тесно работать и доказывать свою невиновность. Но я скажу, что это полный беспредел. Я в шоке от всего этого.

Казалось бы, чего еще желать обывателю? Обвинение предъявлено, теперь — только ждать, чем окончится следствие. Но не все так просто.

Понимают ли те, кто инициировал возбуждение против Исакова уголовного дела, что формулировка предъявленного ему обвинения способна вызвать международный скандал, последствия которого весьма сложно предугадать? По логике вещей, сейчас им лучше сказать, что ничего этого они не понимали, а то и вовсе прикинуться сумасшедшими. Потому что сумасшедшие по нашему законодательству ответственности не подлежат. Но тогда может возникнуть другой вопрос: почему сумасшедшие нами управляют? Вот такая получается «вилка». Если Исаков виноват — пусть он ответит. Но обвинения нужно грамотно формулировать, иначе может получиться совсем некрасиво.

Наблюдатели совершенно верно подметили, что ТВЕА — это не финансовая «пирамида», а компания, надежность которой гарантирована китайским правительством. Китайское правительство, как правило, не поручает физическое обеспечение своих кредитов кому попало. Ну а если заглянуть на сайт компании, там можно прочесть, что ТВЕА работает более, чем в 60 странах мира, включая США, Россию, Пакистан и Саудовскую Аравию. То есть, инициаторы возбуждения уголовного дела против Исакова, по сути, бросили тень на репутацию ТВЕА, а следом — и на китайское правительство. Могут ли ТВЕА и правительство КНР подать на Кыргызстан в суд? А что им, собственно, мешает это сделать? А вообще интересно послушать, о чем будут говорить президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков и председатель КНР Си Цзиньпин во время встречи в Пекине с глазу на глаз. Да только кто нас туда пустит?

Дело в том, что теоретически обвинить ТВЕА в коррупционном сговоре с нашими чиновниками можно. Но дело в том, что борьба с коррупцией во многих странах мира, как правило — это не только количество сидящих в тюрьме чиновников. Это еще и долгие следственные мероприятия и вдумчивый сбор доказательной базы. В этих странах можно предъявить обвинение хоть высокопоставленному чиновнику, хоть иностранной компании. Но — только в случае доказанности их вины. Если же вина не доказана, это — серьезный удар по репутации государства и ненужные претензии так называемого мирового сообщества.

Оговоримся сразу: здесь нет цели оправдывать ТВЕА — это сделают их адвокаты. Удивляет другое: страна скоро разменяет четвертый десяток своей независимости, но в ней до сих пор не развита собственная школа переговорщиков. Дипломаты есть, но переговорщики — это совершенно особая специализация. Более того: система, которая обязана работать, как часы. Перед каждыми переговорами государственного или правительственного уровня должна быть серьезная аналитическая работа — вплоть до получения из ГКНБ разведывательных данных.

У нас же по факту ничего этого, похоже, нет. Иначе страну не сотрясали бы сейчас коррупционные скандалы, а чиновник энергосектора сидели бы не там, где они сидят сейчас, а в своих кабинетах.

В этой ситуации совершенно странно выглядит то обстоятельство, что по версии Генпрокуратуры, самым коррумпированным ведомством в Кыргызстане признано МВД. Недавно автор этих строк общался с первокурсниками вузов. Даже они знают,что самая коррумпированная сфера в Кыргызстане — госзакупки и тендеры. Поэтому с точки зрения обывателя, ситуация выглядит смешно: самая коррумпированная структура — МВД, а за решеткой сидят те, кого обвиняют в «распиле» китайских кредитов.

Как правило, контракты по госзакупкам достаются в Кыргызстане организациям, аффилированным с ответственными за это чиновниками или депутатами. Ну а схем здесь — столько, что для их подробного перечисления необходим отдельный материал. К примеру, взять тендер на закупку лекарств. Обычно в документации, которую представляют на конкурс, лекарство указывается в виде номенклатуры, а также подробного описания состава. Часто бывает так, что за этим кроется не необходимость купить лекарство с определённым ингредиентом, а тем, что этот препарат есть только у одной фирмы. Она потом и предоставит его, как единственного участника торгов — без серьезного снижения стоимости поставки.

Есть у сферы госгосзакупок еще одна серьезная проблема: ни в аппарате президента, ни в правительстве Кыргызстана некому отслеживать рыночные цены. Два года назад говорили о том, что необходимо создать специальный аналитический центр, который следил бы за рынком. Но его до сих пор нет. Поэтому компании, которые участвуют в тендерах, и не боятся завышать цены. Отсюда — плоскогубцы по 600 долларов и прочие «прелести».

Ну а с кредитами схема — еще проще. В кредитном соглашении указывается, что работы по его выполнению должна проводить компания, которая (совпадение, конечно, а как иначе?) кредитуется у банка, выдающего кредит. И неважно, что есть фирма, которая может сделать то же самое за полцены. Таким образом, кредит возвращается тем, кто его выдал. А долг остается.

И вот тут — еще одна странность: пока по этой схеме Кыргызстану выдавали кредиты американцы и европейцы, наших так называемых «патриотов» в лице депутатов и представителей НПО, эта схема не смущала. Но когда по этой схеме кредиты начали давать китайцы, сразу поднялась волна возмущения. Неправильный какой-то патриотизм получается.

Ну а поскольку в нашей стране все взаимосвязано, после всего этого простые кыргызстанцы начинают думать, что демократия в Кыргызстане не задалась, и надо попробовать что-то более жесткое. Им, правда, возражают, говоря, что когда казнокрадов и взяточников сажают в тюрьму — это и есть демократия. Но если это считать показателем, то самым демократичным был СССР: там взяточники сидели в тюрьме гарантированно, а самые злостные — вообще расстреливались. У нас же в тюрьму садятся только те, кто либо взял не по чину, либо не поделился.

Долго еще это будет продолжаться? Этого никто не знает. Пока что мы, похоже, являемся свидетелями зарождающегося очередного скандала. Если, конечно, китайцы действительно подадут на Кыргызстан в суд.

Асан Эралиев

Поделитесь новостью