Итоги недели: ваше слово, товарищ Маузер?

Автор -
1348

На этой неделе президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков направился с визитом в Китай.

В свете громких разоблачений и скандалов вокруг китайского кредита на модернизацию ТЭЦ Бишкека и выделения земли для посольства КНР, ожидания общественности от этого визита были настороженными. Однако все прошло гладко и спокойно. Спорные вопросы не затрагивались — стороны в очередной раз, как и водится, заверили друг друга, что и дальше будут оставаться верными партнерским обязательствам.

Что же принес нам визит президента Жээнбекова в Поднебесную?

Основная новость — Пекин выделит Бишкеку новый грант в размере 600 млн. юаней. Как сказал министр экономики КР Олег Панкратов, деньги пойдут на строительство дорог и транспортных развязок, а также лабораторий, чтобы продукцию из Кыргызстана можно было экспортировать в Китай.

Но тут возникают вопросы. Чем плохи лаборатории, которые построены на деньги, выделенные Россией и Казахстаном? Те самые, которые проверяют наши товары перед их вывозом в ЕАЭС? Не дешевле ли их слегка модернизировать еще и под китайские стандарты?

Из этого гранта часть средств китайцы хотят направить еще и на строительство в Кыргызстане завода электромобилей — нового экологически чистого вида транспорта. Правда, пока непонятна их стоимость на выходе из производства, а нам про это не сказали. Будут ли они доступны для граждан Кыргызстана или их станут производить только на экспорт?

Кроме того, Китай очень заинтересован в нашей сельхозпродукции и мяса. О том, что наша продукция экологически чистая, знаем не только мы. Поэтому наши соседи и стремятся ее получить. Взамен заполоняя своей безвкусной продукцией наши рынки.

Другой итог визита президента Жээнбекова в Пекин — внесение изменений в соглашение о газопроводе Китай – Кыргызстан. Срок его действия продлили с 35 лет до 41 года. Строить газопровод начнут в 2019 году, хотя должны были начать еще пять лет назад. Тонкостей строительства касаться не будем — хочется просто верить, что, хотя газопровод и будет идти под землей, аварий, как на ТЭЦ, там не будет. Как-то не хочется в один далеко не прекрасный день взлететь на воздух. Правда, с аварией ТЭЦ тоже было иначе, авария случилась в той части, где не проводились работы по модернизации. Но потом выскочили плоскогубцы и акцент переместился на модернизацию.

В рамках визита проводились и встречи с крупными китайскими компаниями — перевозчиками — «Китайской железнодорожной строительной корпорацией (CRCC) и China Railway Group. Все это тоже, в общем, оправдано: бесперебойное функционирование транспортных артерий – залог процветания торговли. Без дорог ни один проект не осуществить – это ясно и понятно всем.

По большому счету, Китай теперь — основной стратегический партнер Кыргызстана. Как отметил вышеупомянутый Олег Панкратов, Поднебесная стала лидирующей страной по объему товарооборота с Кыргызстаном.

— У нас долгое время эту позицию (основного торгового партнера — Авт.) занимала Российская Федерация, — сообщил Панкратов. — 2017 год стал тем пиком, когда Китай превысил товарооборот с нами. Но это — по нашей статистике, которая немного отличается от китайской… Также по инвестициям Китай довольно серьезно лидирует. К сожалению, в прошлом году у нас было небольшое снижение инвестиций от пиковых сумм, но мы надеемся, что в этом направлении получится поработать, и мы привлечем частные китайские инвестиции.

Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. После этих слов, Панкратов огорошил:

— К сожалению, это торговое сальдо значительно не в нашу пользу. Экспорт составляет около $100 млн, а остальное — это импорт из Китая. У нас состоялся обстоятельный разговор на эту тему.

По словам Панкратова, лидер Китая Си Цзиньпин отметил, что КНР видит тенденцию улучшения в наших двухсторонних отношениях. Дескать, Пекин будет прилагать все усилия, чтобы уходить от подобных перекосов со своими торговыми партнерами, в том числе и с нами. То есть, будут открывать свои рынки для товаров из стран-партнеров, в том числе, из Кыргызстана.

Но вдумаемся в цифры. При товарообороте более $1,5 млрд, мы экспортируем в Китай менее 10% его объемов. А остальное — это то, что КНР ввозит сюда. Это очень серьезные перекос, говорящий о том, что все вокруг нас заполонено китайскими товарами: от одежды и обуви до продуктов питания. Надо ли напоминать лишний раз, что такая ситуация имеет достаточно негативные последствия для нашей экономики? Заполненные китайскими товарами ниши, убивают стимул к работе не только отечественных производителей, но и внутренних инвесторов — вкладывать деньги в родную страну.

При таких условиях, конкурировать с дешевыми товарами из Китая можно только в одном случае: возвращении к сталинским методам управления экономикой. То есть, снижения себестоимости товара при сохранении его качестве. А в Китае именно такая экономика и действует. В противном случае, бессмысленно открывать новые производства и развивать действующие. При нашем состоянии экономики, стоимость производства — достаточно высокая. Поэтому наш производитель — импортному не конкурент. Ну а поскольку платежеспособность населения невысока, это и толкает потребителя покупать дешевое, даже заранее зная о некачественности товара.

Проблема эта — достаточно серьезная, и стоит перед нами давно. Хочется верить, что действенные механизмы защиты нашего рынка и предпринимателя разработают еще в этой жизни. После чего товары будут импортироваться только качественные. А наш предприниматель будет уверен, что его продукцию купят и он сможет дальше развиваться.

Вторым важным фактором в этом вопросе является объем товаров. Если другие страны, в нашем случае Китай, имеют ресурсы выпускать огромные объемы товаров, то нам это пока недоступно. Причем, практически во всех сферах производства – будь то промышленность или сельское хозяйство…

Другими факторами, тормозящими наше развитие , которые можно отметить — спекуляция и пренебрежение должным оформлением документации товаров.

Это отметил и первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов на круглом столе «Развитие добавленной стоимости в области агробизнеса, как приоритета экономического развития КР». Говоря о проблемах отечественного сельского хозяйства, он сказал:

— Первая проблема — это мелкотоварность. Появление домохозяйств, в собственности которых сейчас находится порядка 400 тыс. небольших земельных участков, способствовало появлению мелкотоварности, неоднородности производимой продукции и снижению конкуренции. Вторая проблема — продажа производимой продукции. Слой недобросовестных посредников наживается на рынке при купле-продаже продукции, подавляя интересы самих фермеров. Третья проблема — это сертификация. При переработке и развитии экспорта, серьезным препятствием является несоответствие части продукции системе сертификации.

В общем, хоть посылай в деревни комиссаров с маузерами — гонять перекупщиков.

Это характерно для всего нашего производства. Радует, что наше правительство стало это осознавать, и надеемся, что в будущем эти «болезни» будут хотя бы частично преодолены, а развитие страны пойдет по новому, развивающему и укрепляющему курсу. Такому, например, при котором поднятие цен на те же горюче-смазочные материалы не было критичным для наших граждан. Чтобы никакие мировые тенденции или ситуации у стран-партнеров, поставляющих их Кыргызстану, не вызывали шок от одного взгляда на ценники не только у автозаправок, но и в магазинах.

Бесспорно, цены все равно будут расти, хотим мы этого или не хотим. Но поможет это преодолеть только стабильность и хотя бы частичная независимость нашей экономики. Пока это, конечно, из области научной фантастики. Но мечтать не вредно.

Ирина Соколова

Поделитесь новостью