Практически всю неделю депутаты Жогорку Кенеша ломали голову как принимать отчет премьера Кыргызстана Мухаммедкалыя Абылгазиева, который отчитывался за работу правительства в 2017 году. Отчитывался, кстати, не за свою работу, а за сделанное Сооронбаем Жээнбековым и Сапаром Исаковым. Первый с тех пор стал президентом Кыргызстана; второй — находится в СИЗО ГКНБ.
Понятно, что когда вопросы задаются, на них надо отвечать. О политической составляющей этого шоу K-News еще расскажет. Сейчас же хочется напомнить, что правительство, помимо прочего, отвечает еще и за экономический блок. А вот здесь у нас ситуация оставляет желать много лучшего. Не решим экономических проблем – опять распишемся в собственном непрофессионализме.
А проблемы у экономики серьезные. В большинстве своем непосредственно влияющие на все, что происходит и будет происходить в стране.
Мухаммедкалый Абылгазиев перечислил основные минусы предыдущих кабинетов:
— Расторгли договор по строительству ГЭС с «РусГидро». Потом с Liglass заключили недоработанное соглашение. Предложение Елены Нагорной по MegaCom отклонили, так что в компании так и нет инвесторов. В Тогуз-Торо местные жители сожгли фабрику китайской компании. Проблемы и с другими месторождения из-за того, что слабо ведется разъяснительная работа. Это говорит о неудовлетворительной работе правительства.
То есть сам премьер говорит о несостоятельности правительства. Возникает вопрос: нужна новая отставка правительства? Или роспуск Жогорку Кенеша, признавшего удовлетворительным отчет, за который Сапар Исаков лишился поста премьера?
Ну а пока депутаты выясняют, кто виноват и что делать, инвесторы в очередной раз останавливают свои проекты. В Бишкеке прошел круглый стол, посвященный, в том числе, проблемам инвестирования в Кыргызстан. На нем президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергей Пономарев сказал:
— Наши соседи проводят ярко и успешно свое позиционирование для инвесторов. Мы видим, как изменился Узбекистан. В Казахстане предусмотрены финансовые льготы. Мы не можем на этом уровне конкурировать. Но мы должны позиционировать себя, как страну с либеральной экономикой. Регулирование экономического сектора должно давать гарантии инвесторам. Бизнес растерян, когда возбуждают уголовные дела в отношении бизнес-структур. Нужно соблюдать баланс, чтобы борьба с коррупцией не выходила за рамки законодательства.
В свою очередь, заместитель министра экономики Эльдар Абакиров отметил:
— Существует проблема в законодательстве — двусмысленные статьи. Министерство экономики не имеет права вмешиваться в судебные разбирательства, но мы должны дать сигнал, что происходит что-то не так. Особенно нас беспокоит, что решения выносятся не в пользу инвесторов.
Все это правда. Только беспокоиться надо было начинать давно. Со времен Аскара Акаева, практика ущемления бизнеса в сторону интересов правящих структур проводилась повсеместно. Начиная с рейдерских захватов более-менее прибыльных предприятей зятем Акаева Адилем Тойганбаевым, затем — монополизации рынков Максимом Бакиевым. Можно вспомнить и проведенную вразрез с законодательством Кыргызстана национализацию экономических объектов при «временном правительстве», а также проигранные международные суды в бытность президентом Атамбаева. Список можно продолжать.
И в самом деле: не надо держать инвестора за непонимающего чудака, который только и ждет, куда бы вложить свои шальные деньги. Во-первых, шальных денег сейчас нет ни у кого, а во-вторых, каждый инвестор внимательно отслеживает все, что может прямо или косвенно повлиять на объект инвестирования. Поэтому при любом мало-мальски угрожающем его делу событии, он предпочтет не соваться туда, где нестабильно, и откроет свои предприятия там, где поспокойнее.
А нестабильно у нас сейчас практически везде, и конца ей пока не видно. События эти у нас происходят везде. Вот две новости только одного дня:
Местные жители недовольны разработкой золоторудного месторождения Иштамберды в Чаткальском районе Джалал-Абадской области. Они вышли на акцию протеста. Чиновники намерены выехать на место и разобраться в ситуации.
В Балыкчи бастуют поставщики угля. Они недовольны низкой стоимостью услуг по транспортировке топлива.
Неудивительно, что на таком фоне Евразийский банк развития понизил прогноз по росту экономики Кыргызстана на 0,8% — с 4,2 до 3,4%. Экономика, конечно, будет расти, но медленнее. По итогам 2018 года рост ВВП прогнозируют в 3,5%, в 2019— 3,9%, в 2020 — 3,7%.
ЕАБР сообщает, что из-за возникновения новых рисков, сформированы более сдержанные прогнозы по росту экономики в странах — основных торговых партнерах Кыргызстана. «Среди внутренних факторов, — отмечают аналитики банка, — замедлению роста ВВП в 2018 году будет способствовать сокращение производства золота. В среднесрочной перспективе внутренний спрос и меры фискальной политики окажут поддержку экономике отмечено в отчете.
А что такое фискальная политика. Это — бюджетно-налоговая политика, направленная регулировать совокупный спрос, посредством изменения налогообложения и государственных расходов. Фискальная политика должна преследовать следующие цели: изменение реального объема национального производства и занятости; контроль над инфляцией и ускорение экономического роста.
Но как можно говорить об экономическом росте и привлечении инвестиций, если в 2017 году потери бюджета и резервов в Кыргызстане составили 9 млрд. 471 млн. 800 тыс. сомов? По данным председателя Счетной палаты Улукбека Марипова, за прошлый год выявлено финансовых нарушений на 2 млрд. 153 млн. 700 тыс. сомов, потери бюджета и резервов приблизились к 9,5 млрд., а нерационально использованных средств насчитывается 351 млн. сомов.
Как мы можем развивать экономику, если само государство не может ей управлять? По словам председателя комитета по поддержке иностранного предпринимательства в КР Искендера Шаршеева, в Кыргызстане существует около 100 государственных компаний, большая часть деятельности которых убыточна и требует вложения инвестиций.
Что мы сейчас делаем? Расписываемся в собственном непрофессионализме. Киваем на отсутствие грамотных кадров. Жалуемся на несовершенство законов, которые позволяют уводить из бюджета огромные средства. Признаем наличие системы откатов в государственных органах. И… продолжаем на все это смотреть достаточно безучастно…
В свое время Иосиф Сталин сказал:
«Когда ловят шпиона или изменника, негодование публики не знает границ, она требует расстрела. А когда вор орудует на глазах у всех, расхищая государственное добро, окружающая публика ограничивается добродушными смешками и похлопыванием по плечу. Между тем ясно, что вор, расхищающий народное добро и подкапывающийся под интересы народного хозяйства, есть тот же шпион и предатель, если не хуже».
Всё сказанное актуально при любом режиме. Так что, может, хватит кормить воров, закрывая глаза на их деяния? Может, стоит открывать уголовные дела именно по фактам, а не домыслам или политико-клановым интересам, и доводить их до конца, не взирая на протесты родственников и сопартийцев? И в самом деле пора. И не только открывать эти дела, но и оглашать все причины арестов, чтобы не хватало ни у кого желания защищать тех, кто обирает общество.
Ирина Соколова