Вопрос о возвращении Ташкенту части 800 миллионов швейцарских франков (810 миллионов долларов США – Ред.), принадлежащих старшей дочери ныне покойного первого президента Узбекистана Гульнаре Каримовой и замороженных в банке Швейцарии, практически решен в положительную сторону, в швейцарской прессе появилась информация, подтверждающая это сообщение, сообщает «Озодлик«.
Как приводится в статье под заголовком «Отмывание денег: Миллионы для Узбекистана», опубликованной 16 июня в местной газете NZZ, в двух ордерах, выданных 22 мая прокуратурой Швейцарии, говорится о необходимости незамедлительной передачи официальному Ташкенту суммы в размере 686.7 миллиона из 800 миллионов франков, предположительно принадлежащих Гульнаре Каримовой и замороженных на счетах швейцарских банков в рамках возбужденного против нее уголовного дела.
В ордерах швейцарской прокуратуры, лично увиденных журналистами, имя Гульнары Каримовой не приводится. Как пишет издание, в этих документах речь идет о возвращении Узбекистану замороженных в банках Швейцарии денег, принадлежащих «бывшему супругу и близкой коллеге» Гульнары Каримовой.
В связи с тем, что имена этих двух лиц не разглашаются, можно предположить, что речь идет о бывшем гражданском муже Каримовой Рустаме Мадумарове и ее личной помощнице Гаяне Авакян. В настоящее время эти двое, в свое время считавшиеся самыми важными лицами в бизнес-империи Гульнары Каримовой, приговорены узбекским судом к 14 и 13 годам тюремного заключения соответственно и сейчас отбывают наказание в местах лишения свободы.
Как пишет NZZ, Мадумаров и Авакян, являющиеся фигурантами уголовного дела, возбужденного прокуратурой Швейцарии в 2012 году, обвиняются правоохранительными органами этой страны в отмывании денег и фабрикации документов.
Допрос и признание в узбекской тюрьме
В ордерах прокуратуры Швейцарии говорится о том, что оба обвиняемых – Рустам Мадумаров и Гаяне Авакян – признали вину по всем предъявленным им обвинениям. Кроме того, в ордерах сказано, что, находясь в узбекской тюрьме, Мадумаров и Авакян дали согласие на конфискацию денег, замороженных на их счетах, и попросили вернуть их узбекской стороне.
Прокуратура Швейцарии, сославшись на это признание и допрос, попросила незамедлительно вернуть Узбекистану 866.7 миллиона франков (700 миллионов долларов США), замороженных на счетах Рустама Мадумарова и Гаяне Авакян в банках Женевы и Цюриха.
В ордере прокуратуры сообщается, что 9 мая Федеральный совет Швейцарии (Совет отвечает за руководство правительством Швейцарии, каждый из семи членов Совета возглавляет свой федеральный департамент – Ред.) выступил с заявлением о необходимости вернуть эти деньги властям Узбекистана.
Протест адвоката Гульнары Каримовой
Швейцарский адвокат Гульнары Каримовой Грегоир Мангет (Grégoire Mangeat) назвал ордер прокуратуры Швейцарии нарушением процессуальных норм.
Он считает, что «подобные меры наказания противоречат принципам справедливого суда и нарушают фундаментальные права Гульнары Каримовой».
Кроме того, адвокат Грегоир Мангет выразил сомнение относительно подлинности признательных показаний Мадумарова и Авакян, данных в узбекской тюрьме.
«Эти признательные показания не освобождают Федеральную прокуратуру Швейцарии от обязательства выяснения фактов», – сказал в интервью газете NZZ швейцарский адвокат Гульнары Каримовой.
В том же интервью адвокат сообщил швейцарским журналистам о том, что 25-26 апреля он встречался с Гульнарой Каримовой, которая отрицает выдвинутые против нее обвинения и заявляет, что они были выбиты у ее бывших партнеров путем применения к ним пыток.
Адвокат заявил, что ему необходимо целый месяц поработать с Гульнарой Каримовой, чтобы обсудить с ней дальнейшие шаги прокуратуры Швейцарии, которая торопится передать ее деньги властям Узбекистана.