Сколько бы мы ни говорили о борьбе с коррупцией и ни аплодировали громким арестам, все сводится к нулю назначениями на руководящие должности людей, которые либо вообще не связаны с отраслью, либо замешаны в коррупционных скандалах.
Вот и назначение на этой неделе директором госпредприятия «Кыргыз Комур» Канатбека Ашырбаева, мягко говоря, вызывает недоумение. Потому что еще относительно свеж в памяти скандал 2016 года, связанный с этим персонажем.
Тогда депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК Мээрбек Мискенбаев озвучил на заседании палаты, что руководители «Кыргыз комура» использовали в собственных интересах около 35 млн сомов. Тогда главных «угольщиков» отстранили от должностей, но, по данным депутата, они продолжали влиять на принятие решений. Возмущенный Мискенбаев потребовал, чтобы правоохранительные органы проверили в подробностях этот вопрос.
Имя Ашырбаева там тоже прозвучало:
— Канат Ашырбаев, отстраненный первый заместитель, несмотря на полную непричастность к апрельским событиям, сумел получить звание апрельского героя. Получил он его на основании поддельных документов, о чем сказано в постановлении судьи Первомайского райсуда.
Но это больше относится к характеристике человеческих качеств, чем к экономической составляющей. Однако Мискенбаев продолжал:
— Также с их (руководство «Кыргыз комура» — Авт.) стороны имеет место коррупционное нарушение «Закона о госзакупках КР». Были проведены два тендера на перевозку угля и вскрышных пород на общую сумму более 200 млн. сомов, в которых выигрывают две различные фирмы — ОсОО «Варгас» и ОсОО «Жандос». Однако их директором является одно лицо. Через какое-то время эти фирмы передали свои обязательства двум другим — ОсОО «Айис» и ОсОО «Фаворит-Транс» на основании соглашения «О совместном исполнении условий». Минуя тендер, что грубо противоречит законодательству, обе фирмы получили подрядные работы более чем на 200 млн сомов.
Похоже, что у тех, кто в нашем государстве принимает решения, весьма короткая память. Где гарантия, что озвученные два года назад Мискенбаевым схемы забыты? Сколько еще экономического ущерба должны принести такие назначения? Кричать о честности власть имущих и борьбе с коррупцией можно сколько угодно. Можно даже перейти от показательных арестов к показательным приговорам. Но если налогоплательщики видят, что ничего не меняется и прежние схемы воровства из бюджета работают, то о каком доверии народа к власти вообще можно говорить?
А проблемы, между тем, все накапливаются. Вот и Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования, уж и не сосчитать, в который раз, озвучил свои болевые точки. Их уже вся страна знает наизусть: тут и дефицит энергомощностей, и неудовлетворение растущих потребностей экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах… Указаны и мировые тенденции изменения цен на ресурсы и дезинтеграционные процессы в Объединенной энергетической системе Центральной Азии.
Продолжает энергетиков волновать и зависимость энергоснабжения от одного источника — каскада Токтогульских ГЭС, а также от уровня воды в реке Нарын и заполнения Токтогульского водохранилища. Волноваться-то, конечно, можно, но меры для избавления от этого никто не предлагает.
Технические проблемы тоже неизменны. У нас продолжаются высокие потери электроэнергии из-за износа энергооборудования. Мы по-прежнему отстаем в освоении инновационных технологий. Высокий уровень энергоемкости и углеродоемкости ВВП при отсутствии долгосрочной энергосберегающей политики — тоже серьезная проблема. Затрагивал Госкомэнерго и вопрос тарифов — как основной источник экономических проблем. Не покрываются затраты энергокомпаний, нет собственных средств на развитие и модернизацию отрасли.
Словом, из года в год — одно и то же. При этом, что характерно, все наиболее крупные кредиты, взятые страной, ушли как раз на развитие энергосектора. Напомним: за подстанцию «Датка» мы должны Китаю $208 млн, за линию электропередачи «Датка-Кемин» — $389 млн, а модернизация ТЭЦ Бишкека обошлась в $386 млн. Еще в феврале этого года, на заседании депутатской комиссии по изучению аварии на ТЭЦ Бишкека, министр финансов КР Адылбек Касымалиев озвучил, что сумма кредитов энергосектору Кыргызстана достигла 106 млрд 123 млн 470 тыс. сомов.
Вы можете себе представить такую сумму? Лично нам это сложно: Кыргызстан — страна небольшая, и, думается, на эти средства можно было бы заменить полностью весь энергосектор страны. Возможно, что и не один раз.
Ныне покойный эксперт-энергетик Николай Кравцов неоднократно предупреждал о невозможности такого состояния энергосектора страны, и всюду призывал обратить на него пристальное внимание.
В частности, в своем интервью 2012 года, Кравцов говорил:
— Энергетические компании взяли на себя определенные обязательства перед обществом, которые должны выполняться согласно четырем основным составляющим: бесперебойность, надежность, качество и доступность электроснабжения. За последние 15 лет все эти четыре элемента были утрачены, теперь их необходимо восстановить. Есть специальные органы, которые призваны это делать, и в помощи ИПТЭК (Инициатива прозрачности топливо-энергетического комплекса — Авт.) они не нуждаются. Но мы должны отслеживать этот процесс. При нынешнем качестве работы энергокомпаний, имеется большой риск прихода к полнейшему упадку.
Сегодня, говорил Кравцов, в энергетике имеется прореха, из которой утекает около $100 млн в год. Это технические и коммерческие потери электроэнергии, хищения финансовых средств, в том числе — через приобретение материалов и оборудования по завышенным ценам, оплата невыполненных работ, затраты на устранение возникших аварий и ограничений электроснабжения потребителей.
За 2011 год, подсчитал тогда энергетик, только в распределительных компаниях зафиксированы технические потери в размере около 1 млрд 730 млн. киловатт-часов электроэнергии. Надо прибавить к этому около 547 млн киловатт-часов коммерческих потерь, а это — воровство и хищение чистейшей воды. Итого: общие потери достигнут почти 2 млрд 300 млн киловатт-часов в год при средней стоимости одного 1 киловатт-часа в 1 сом.
Озвучил Кравцов и схему воровства:
— Денежные хищения прикрываются несуществующими абонентами, дебиторской задолженностью, переплатой за приобретаемое оборудование и товар (государственные закупки), причем, иногда переплата достигает пятикратной величины. Наглядным примером является ОАО «Северэлектро», где, по данным Счетной палаты, утрата ресурсов за 2009-2010 годы составила годовую выручку компании в размере 3 млрд 450 млн сомов. Поэтому, прежде, чем требовать повышения тарифов, необходимо перекрыть основные пути утечки ресурсов…
Мы специально привели такие обширные цитаты из интервью покойного ныне Николая Кравцова, потому что, как видно, ничего не изменилось. Схемы по госзакупкам — самые прибыльные и привлекательные для «распилов» и «откатов». Причем, во всех секторах экономики. К сожалению, скорее всего, ничего не изменится. Мы много еще услышим об утекании бюджетных средств при тех или иных схемах, неважно в какой сфере деятельности. Вопрос в другом — это остановят или оно и дальше будет нормой нашей жизни?
Ирина Соколова