Казахстан будет вынужден расторгнуть соглашение с США из-за России — политолог о новых договоренностях по Каспию

Ислам КУРАЕВ рассказал «Каравану», почему Россия в спешке пытается принять конвенцию по правовому статусу Каспия, и объяснил, как это может повлиять на отношения США и Казахстана.

Накануне пятерка прикаспийских государств, в число которых входит Казахстан, собралась для обсуждения итогового варианта конвенции о правовом статусе Каспия, который находился в работе более 20 лет.

Одним из новых и самых важных пунктов конвенции стала договоренность о невозможности присутствия на Каспийском море вооруженных сил третьих стран. Особенно интересна эта договоренность после того, как в начале года Казахстан позволил США использовать свои порты для переправки грузов в Афганистан. Ещё тогда это вызвало массу обсуждений как в России, так и у нас.

Известно, что итоговый вариант конвенции уже направлен на подпись президенту РФ Владимиру ПУТИНУ, а остальные президенты должны будут подписать документ на саммите, который планируется провести в августе этого года в Казахстане.

Естественно, происходящее вызывает много вопросов. Например, не очень понятна спешка, с которой российская сторона продвигает конвенцию, хотя в течение 20 лет особо никто и не торопился. Не вызвано ли это договоренностью Казахстана и США? С этим и многими другими вопросами корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к политологу, специализирующемуся на вопросах Центральной Азии и Ближнего Востока, Исламу КУРАЕВУ.

— Заявляется, что работа над конвенцией о правовом статусе Каспия велась почти 20 лет. С чем связаны столь долгие сроки?

— На мой взгляд, в данном случае всю суть ситуации осложняла Россия. Москва больше всех хочет сохранить свое влияние на Каспии, так как это стратегически важный объект. Тут же мы имеем дело и с Ираном, который не устраивает и его положение. Как-то уже звучало предложение разделить Каспий поровну, но ряд участников отказались и по сей день не могут договориться, ведь основная часть отойдет Казахстану и Азербайджану.

— Согласно конвенции, прикаспийские страны договорились не допускать на Каспии военного присутствия третьих стран. О каких «третьих странах» идет речь? Каким образом и с чьей помощью они могут там оказаться?

— То есть этот пункт нацелен именно на то, чтобы остановить сближение США и Казахстана? Или же есть и другие страны, через которые Америка могла бы войти на Каспийское море?

— Все это направлено как раз таки на Казахстан. Мы уже говорили о том, что США могут разместиться в портах Каспия на нашей территории. Но и это еще не все, также присутствует информация о возможном использовании азербайджанской территории в качестве точек отправления военного груза в Афганистан и другие точки. Вот Россия и переживает, но тут и Иран испытывает тяготы.

— Может ли подписание конвенции о статусе Каспия каким-либо образом повлиять на договоренность между Казахстаном и США?

— Думаю, да. Все зависит от того, какие пункты будут прописаны в конвенции и как после ее подписания поведет себя Казахстан. Как по мне, так и Казахстану не очень хочется иметь дело с США в данном вопросе, поэтому мы подпишем конвенцию, а с Вашингтоном будем договариваться и идти на новые уступки.

— Какие «третьи страны», помимо Америки, могли иметь интерес на Каспийском море? И какие угрозы это создавало для «прикаспийской пятерки»?

— Каспий – это геостратегический объект, который позволяет контролировать ряд территорий с воды, это огромная сила в военном плане. Тут каждый хочет быть, но не уверен, что кто-то сможет попасть в воды Каспия, следовательно, мы наблюдаем такую ситуацию. Если бы не было угрозы, то в такой спешке не принимались бы решения по Каспию. Думаю, ряд государств пошел на уступки. Как мы видим, и Россия, и Иран выступили инициаторами прежде всего, хотя ранее они и были причиной нерешения данного вопроса.

Поделитесь новостью