«Ориёнбанк» договорился с китайской компанией о коммерциализации воды в Сарезском озере. Стороны подписали соглашение, что в этих целях ими будет создано совместное предприятие, сообщает Озоди.
Партнером «Ориёнбанка» выступила китайская фирма из Гонконга «Heaven Springs Dynasty Harvest Group». По сообщению пресс-центра гонконгской фирмы, председатель правления «Ориёнбанка» Хасан Асадуллозода и основатель фирмы «Heaven Springs Dynasty Harvest Group» Дейто Сри Байма Аёси «в целях развития проекта Сарезского озера и выпуска питьевой воды подписали Соглашение о стратегическом сотрудничестве».
Соглашение было подписано в здании центрального правления «Ориёнбанка». В беседе с Радио Озоди представитель «Ориёнбанка» подтвердил подписание данного соглашения, отметив, что в ближайшее время банк выпустит официальное соглашение по данному факту.
В представительстве фирмы «Heaven Springs Dynasty Harvest Group» нам пояснили, что речь идет «о строительстве предприятия по производству чистой питьевой воды», которая будет затем «поставляться в страны Центральной Азии и другие государства».
Таджикистан ранее уже неоднократно предлагал арабским государствам и Ирану решить вопросы поставки питьевой воды из Сарезского озера. В первый раз такое предложение президент страны Эмомали Рахмон сделал иранской стороне во время своего государственного визита в Иран, где он вместе с иранским президентом Махмудом Ахмадинеджадом подписал меморандум о сотрудничестве по использованию питьевой воды из Сарезского озера.
В соответствии с этим договором между двумя государствами через Афганистан должны были построить транспортный коридор, посредством которого должна была поставляться в Иран вода и электроэнергия из Таджикистана и в обратную сторону – нефть и газ.
Эмомали Рахмон предлагал наладить реализацию воды из Сареза во время своих визитов в Саудовскую Аравию, Иорданию и Объединенные Арабские Эмираты. После приглашения главы государства лишь одна делегация из Саудовской Аравии посетила Сарез, чтобы изучить возможности проекта, однако дальше этого визита дело не пошло.
Это первый проект, когда зарубежное частное предприятие обратило внимание на проект производства питьевой воды из Сарезского озера.
Нозимджон Орифов, экономист, говорит, что несмотря на то, что в части использования воды из Сарезского опыта было подписано несколько соглашений и решений, до сих пор не было представлено выводов об экономической рентабельности данного производства.
«Перед тем, как подписывать такие громадные проекты как строительство водовода и поставка воды в соседние государства, должно быть подготовлено его технико-экономическое обоснование, экологическая экспертиза. Только на основании исследования можно сказать, целесообразен ли экономически данный проект или нет. С учетом стоимости питьевой воды и горного рельефа высокогорного Бадахшана реализация такого проекта выглядит фантастической идеей», — отметил Орифов.
Наш собеседник сказал, что если стоимость питьевой воды в мире будет расти, как это прогнозируется, и если Таджикистан сможет организовать рентабельную поставку питьевой воды в другие государства, то тогда инвесторы сами придут к нам в страну.
Усилия Таджикистана для доставки питьевой воды из Сареза преследует не только экономическую выгоду из данного проекта, но и тем самым руководство страны пытается снизить риски в случае прорыва естественной плотины этого озера, которая образовалась 117 лет назад в результате землетрясения.
В феврале 1911 года в результате девятибалльного землетрясения в русло реки Мургаб рухнула гора, и образовалась естественная плотина высотой в 567 метров. Каменная плотина, перекрывшая реку Мургаб, получила название Усойского завала по наименованию погребенного под ней кишлака Усой, где погибли 57 жителей. В этом же районе в других кишлаках погибло еще 180 человек. Разрушения и жертвы были во всех ближайших крупных населенных пунктах таджикского Памира; на территории Афганистана — в Кабуле, Ханабаде, Файзабаде — было разрушено около 400 жилых построек, погибли и получили ранения более 700 человек.
Каждый год уровень воды в Сарезском озере поднимается на несколько сантиметров, и ученые опасаются, что возможен прорыв Сареза, называя два основных варианта развития событий – плотина озера, подточенная влагой, может обрушиться, или вода из Сареза хлынет через край из-за схода оползней. В случае прорыва плотины вниз ринется мощнейший селевой поток, который обратит в зону бедствия Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Афганистан. На сегодняшний день объемы горного водоема вмещают в себя 16 кубических километров воды, которые размещены в 3 километрах выше уровня моря.
За состоянием Усойского завала и самого Сарезского озера круглосуточно ведут наблюдение сотрудники МЧС Таджикистана. В Программе развития Комитета по чрезвычайным ситуациям Таджикистана, утвержденной в июне текущего года, отмечается, что после сильного землетрясения 7 декабря 2015 года были проведены исследования завальной плотины, которые показали, что исход воды стал больше из-за большего количества родников в нижней части плотины.
В этом документе отмечается, что установленное на Усойском завале в 2004 году оборудование в виде датчиков системы раннего оповещения и мониторинга уже технически и морально устарело и нуждается в замене.