Мнение: За кулисами одного журналистского расследования или Максим Бакиев готовится завоевать фондовый рынок КР?

Автор -
1033

На днях в интернет-издании «Кактус» была опубликована серия из трех статей на одну и ту же тему. Первая из них — статья «Расследование. Как делает деньги крупнейшая — и никому неизвестная — компания Кыргызстана». В статье речь идет о холдинге «УБГ-Инвест», капитализация которого на Фондовой бирже в КР составила 3,3 миллиарда сомов (порядка 47 миллионов долларов).

Собственно, из этого «расследования» и последующих публикаций совершенно не понятно, в чем к этой компании состоят претензии, какие законы она нарушила. Но туманными намеками всячески идут попытки бросить на компанию тень и добиться того, чтобы как можно больше контролирующих органов начали в отношении «УБГ-Инвеста» свои проверки.

Биржевой механизм привлечения инвестиций — один из самых надежных и распространенных в мире. К сожалению, в Кыргызстане он за более чем двадцать лет с момента открытия первой биржи так и не вышел из зачаточного состояния. Компания «УБГ» собирается строить в Кыргызстане цементный завод, под это выпускает свои ценные бумаги с целью привлечь инвестиции. Да, она пока платит небольшие налоги — а с чего платить, если производство только собираются строить?

«Кактус» беспокоит происхождение денег? Но на Кыргызстанской фондовой бирже по закону при сделках более чем на миллион сомов отчитываются перед Финразведкой абсолютно все: брокер, сама биржа, Центральный депозитарий и реестродержатель. Сделок мало, отчетов много. Кстати, сумма в 47 миллионов долларов велика только лишь для Кыргызстана, по мировым меркам для серьезных инвестиций это просто слезы.

Поэтому, признавая, что никаких нарушений закона нет, автор указанной статьи сигнализирует «органам»: «Обвинять компанию в банальном выводе денег мы не беремся. Но для финансистов и проверяющих органов есть пища для размышлений».

Для чего вообще все это написано? Люди приводят деньги в Кыргызстан. Ничего не нарушают. Нужно, чтобы вывели? Деньги, как говорится, любят тишину. И не любят стаи жадных проверяющих.

На днях в Астане открылся международный финансовый центр (базирующийся на территории выставки ЭКСПО-2017). Чтобы привлечь туда участников, власти Казахстана пошли на беспрецедентные меры, они оказались готовы не только на налоговые каникулы, на предоставление бесплатных офисов и пр. — они даже согласны с тем, что МФЦ будет жить по британскому праву и все споры участников Центра будут решаться в суде в Лондоне.

Что привлекательного может предложить инвесторам Кыргызстан, где тоже периодически идут разговоры на тему необходимости своего финансового центра? Активность журналистов, которые будут бросать тень на репутацию законопослушных инвесторов?

Иногда такие статьи могут делать ради, как модно говорить, хайпа. Чтобы прогреметь, прославиться. Иногда — ради того, чтобы героев публикации заставить раскошелиться на рекламу — в обмен на тишину. Говорят, такие операции иногда оканчивались успешно, это работало даже с крупнейшими банками в КР.

Но есть и еще одно возможное объяснение, кажущееся более правдоподобным. Тем более, «УБГ-Инвест» удостоился аж трех публикаций. В конце концов, заинтересованные лица для достижения своих корыстных целей могли просто использовать журналистов.

В свое время «наследный принц» Максим Бакиев со своими друзьями Гуревичем и Елисеевым держали под контролем в Кыргызстане собственную Центральноазиатскую фондовую биржу CASE. А один из экспертов, который в публикации «Кактуса» рассуждает на тему «УБГ-Инвеста», по совпадению, тогда обслуживал биржевые интересы Принца — работал в принадлежащей ему брокерской фирме.

Интересно, остались ли в его брокерской конторе доли осужденного по различным уголовным статьям Максима Курманбековича? Вот чем действительно стоило бы поинтересоваться «проверяющим органам», которые давно пытаются имущество Максима конфисковать в возмещение ущерба. Кстати, любопытно, что та его биржа по документам считалась убыточной, а ныне действующая Фондовая биржа приносит прибыль и платит налоги — после того, как ее руководство покинули люди Максима, там тоже усевшиеся (это к затронутому вскользь в публикации «Кактуса» вопросу об эффективности ее руководства).

Впоследствии, после вынужденной эмиграции, Максим Бакиев попытался поиграть на фондовом рынке в США. Но кончилось это плохо — против него выдвинули серьезные уголовные обвинения и чуть было не экстрадировали из Великобритании. Однако же остался кыргызстанский фондовый рынок!

С Нью-Йорком или Гонконгом по масштабам, конечно, близко не сравнить, но туда не пускают, а если здесь есть свои люди, включая родственников, через которых можно, не засветившись, влезть на рынок — почему нет?

И тогда уж в свой бизнес (под свою крышу) можно постараться взять как в старые (язык не поворачивается сказать «добрые») времена самые крупные сделки на рынке. Пусть работают только с нашими брокерами! Для этого по разным каналам можно надавить, используя свою команду.

Крайне интересно, знают ли специалисты, которые дают по этой теме комментарии «Кактусу» о том, каковы реальные цели заказчиков публикаций? Или их используют «в темную»?

Чему другому, а вот рейдерству Принца точно учить не нужно. Только вот вряд ли это в интересах Кыргызстана. Где слова о будущем «рае для инвесторов» уже ничего, кроме горькой усмешки, у предпринимателей не будут вызывать.

Айнура Эсентурова, правовед

Позиция автора не отражает позицию K-News

Поделитесь новостью