В течение трех месяцев жители трехэтажных домов в селе Таш –Добо (бывшая Воронцовка) Аламединского района живут в условиях лимитированной подачи воды, которая подается по 4 часа утром (с 6 до 10 часов) и вечером (с18.00 до 22.00). В последние два месяца ситуация усложнилась из-за падения давления в трубах, за отведенное время нормально воду получают только жители первых этажей.
Из-за этого растет и недовольство жителей многоэтажек, кстати, большинство которых являются сотрудниками Кыргызского научно-исследовательского института курортологии и восстановительного лечения (Институт курортологии в просторечии). Именно, это учреждение и ввело ограничения по воде, которые воспринимаются жителями «этажек» как-какой- то саботаж, как враждебный акт.
Как говорят жильцы многоэтажек, скоро лопнет их терпение, и они могут перейти к более действенным мерам давления на руководство Института. Есть инициативы и радикального характера, некоторые предлагают перекрыть центральную трассу Таш- Добо, то есть дорогу к Ата –Бейиту, в урочище Ала –Арча, одновременно устроить пикет возле Института курортологии. Более молодые жители не исключают методы физического воздействия на руководство Института.
Ситуация, одним словом, накаляется с каждым днем и нет никаких гарантий, что некоторые инициативы по давлению на руководство медицинского учреждения не будут воплощены в жизнь.
«Вода тревоги нашей»
Эти дома были построены для работников Института курортологии еще в советское время, и ныне в них проживают сотрудники этого учреждения. При проектировании этих многоэтажек водоснабжение, отопление было подключено к Институту. Позже СССР развалился, система отопления перестала функционировать, за медицинским учреждением осталось только обеспечение питьевой водой жителей многоэтажек. Все было вроде нормально, но первая напряженность между жителями многоэтажек и Институтом курортологии возникал несколько лет назад, когда директором был господин Молдоташев. В СМИ тогда писали о том, что жители домов были возмущены тем, что им начали отключать воду без предупреждения на несколько часов, а иногда на целый день. Тогда и были подняты в первый раз инициативы по перекрытию автотрассы, но в результате вмешательства вышестоящих ведомств проблема была снята.
В этот раз проблема обеспечением питьевой водой началась примерно по тому же сценарию. В начале работники Института заявили жителям многоэтажек о том, что из-за утечек в трубах, которые идут к домам падает уровень в резервуарах, куда качается вода из артезианских скважин и подается в медучреждение, дальше в многоэтажки.
«Мы приняли этот аргумент, отнеслись с пониманием. Но когда мы попросили показать нам в каких местах водопровода идет утечка, сотрудники Института заявили, мол, ищите сами и устраняйте», рассказывает один из жителей многоэтажек. Несколько человек из обитателей этих домов, днями и ночами почти две недели искали утечки, но так и не нашли.
«Мы проверили все водопроводные колодцы, по которым проходят трубы, но везде сухо. Если бы были утечки, там хотя бы образовались лужи, но их нет», говорит собеседник. Дальше инициативная группа из числа жителей начала проверять состояние резервуара, то есть наблюдать за уровнем в резервуаре во время подачи воды и после отключения. И они, в конце концов, поняли, что не работают глубинные погружные насосы в самих артезианских скважинах. Об этом было сообщено представителям руководства Института, которые пообещали заменить насосы. Пока шли тендеры по замене насоса в скважинах прошел почти месяц, жители продолжали жить в условиях «водного дефицита». В июле давление в трубах упало сильно, если ранее как-то еще вода поднималась до второго, третьего этажей, то теперь более-менее нормально вода начала поступать только на первый.
«Странно, уровень воды в резервуаре не поднимается, даже, когда нас отключают, то есть мы не потребляем. Причем тут утечки, если вода не идет по трубам, которые проведены к нашим домам. Это больше всего возмущает», рассказывает один из членов инициативной группы. По его словам, уже несколько раз представители многоэтажек встречались с представителями Института. Порой разговоры проходили на повышенных тонах, сотрудники Института иной раз даже допускали возможность полного отключения многоэтажек от питьевой воды. Мол, мы не обязаны вас обеспечивать водой и можете обращаться куда угодно. Правда, потом под жестким напором переговорщиков от многоэтажек брали свои слова обратно.
«Мы уже им говорили, давайте заключим договор, сделайте калькуляцию, выставьте тарифы, жители будут оплачивать. Но руководство Института отвечает нам, что они не могут продавать воду, мол это будет нарушением закона. Такой вот интересный парадокс», рассказывают представители инициативной группы.
«Они (представители Института) намекают на то, что нас должен обеспечивать водой айылокмоту. Но ведь мы изначально были подключены к Институту. Местная власть просто завоет, так как, она толком не может обеспечить водой остальных жителей Таш-Добо», отмечают жители многоэтажек. По их словам, в селе проблема с питьевой водой возникла из-за изношенности труб.
Что дальше?
С первых дней, когда представители Института курортологии как причину «водной проблемы» обозначили утечки в водопроводных трубах, жители многоэтажек провели несколько собраний по этому вопросу. В итоге было решено заменить трубы, то есть провести полную из замену от Института до домов. «Жители с пониманием отнеслись, и решили просто собирать деньги. Мы уже договорились со специалистами, которые проложат новую водную магистраль», рассказывает представитель инициативной группы. Но…
Институт заменил насос в скважине, а давление так и не увеличилось. Причем, по словам жителей многоэтажек, уровень воды не поднимается в резервуаре. Они также, как и раньше мониторят уровень воды до подачи и после.
«Ситуация не изменилась, а может даже стала хуже. Снова идут отговорки, что у нас утечки в трубах. Но как они объяснять то, что в резервуаре уровень не поднимается?», задаются вопросом жители многоэтажек. Они до сих пор обходят водопроводные колодцы, там сухо и не видно следов утечек. «Мы однозначно заменим трубы, это уже решено. Но если давление останется таким же, то уж тогда пусть они не удивляются, мы будем действовать более жестко», обещают жители.
Существует мнение и о том, что замена насоса была произведена неправильно, так как, его спустили на ту же глубину, которая была раньше. Между тем, надо спускать ниже на несколько метров, причем, надо производит замену насоса с привлечением специалистов, которые должны обследовать скважину и дать свое заключение по глубине установки.
Судя по настроениям собеседников, жители действительно уже почти доведены до отчаяния. «Тяжело очень, в жару тем более. Большие опасения вызывает и канализация. Мы помним, как раньше после таких ситуаций страдали от заторов в канализационных трубах, когда наружу выливалось через люки. А были случаи, что и на первых этажах все шло верх. По канализационным трубам постоянно должна течь вода. Не дай Бог случится пожар в домах в такое время, где тогда брать воду. Поблизости нет ни гидрантов, ничего, а пожарные добираются долго», сетует один из жителей многоэтажек.
«Президент и премьер говорят, что они в первую очередь будут решать вопрос с питьевой водой. Это, конечно, похвально. Но что делать таким как мы, когда имея доступ к воде, не имеем ее. Что больше всего возмущает, это то, что представители Института заняли странную позицию, мол ищите сами, решайте свои проблемы. А ведь у них должны быть схемы водоснабжения, у них есть штат работников, но почему-то, и они не горят желанием помочь нам. Если есть утечки пусть покажут, а не просто голословят», возмущается член инициативной группы.
Директор Кыргызского научно-исследовательского института курортологии и восстановительного лечения Марат Сагымбаев ответил K-news на жалобу жителей близлежащих домов.
По его словам, никакого ограничения в питьевой воде для жителей нет. А чтобы улучшить ситуацию, они заменили глубинной насос.
«Институт сам испытывает трудности из-за дефицита питьевой воды. Мы думали, что старый насос может находится не на должном уровне и качает воздух, поэтому заменили его на новый несколько дней назад. Но ситуация не изменилась. Возможно из-за жары получили спад влаги. Нам приходится накапливать воду за ночь, а потом распределять между жилыми домами. Мы не ущемляли никого, делимся водой, как и раньше», — заверил Сагымбаев.
Директор отметил, что на сегодняшний день сам не видит выхода из ситуации. Он рекомендовал жителям проследить за своими соседями, которые могут нерационально тратить воду, используя для полива.
По словам жильцов, если проблема не решится даже после замены труб, они применят все рычаги давления, начиная от открытых обращений к президенту, премьеру страны до акций протестов.
Жильцы считают, что директора Института неправильно информируют, если его убедили в том, что подача воды идет также, как и раньше.
«Утром подают четыре часа, вечером четыре. Вода не доходит до верхних этажей. Директор сам не в курсе того, что происходит. Даже дураку ясно, что внутренняя система водоснабжения домов не успевает наполнится за лимитированное время. А потом, когда отключают , вся вода уходит из системы, утром снова вода идет на наполнение и снова не наполняется. Это же порочный круг, неужели трудно это понять специалистам Института, они, наверное, физику не изучали в школе», возмущается один из жильцов многоэтажек, который сам работает в сфере ЖКХ всю жизнь.
Такая непростая ситуация сложилась с подачей питьевой водой в многоэтажках в селе Таш –Добо. Как говорилось выше, настроения жителей оставляют желать лучшего. Время покажет, как вся эта ситуация разрешится, но понятно, что недовольство жильцов многоэтажек может стать большой проблемой для руководства Института и может даже властей. Как видно из исторического опыта, людей на улицу выводят, казалось бы, обычные бытовые проблемы, но которые доводят граждан до белого каления. И тогда происходит неизбежное.