«Дорого, поэтому не нужно»: почему Казахстан превращается в свалку автохлама?

На прошлой неделе казахстанский журналист Ибраш НУСУПБАЕВ оставил на своей странице в Facebook пост, который привлек внимание интернет-общественности, пишет Караван.

«Блин, как же задолбали полуграмотные эксперты и чиновники всех мастей. Причину роста автокраж они связывают исключительно с существованием рынка б/у запчастей. А в реальности причина роста автокраж связана с космическими ценами на новые запчасти из-за высоких таможенных пошлин и налогов, а также попытки под девизом защиты «авторских прав» монополизации рынка запчастей некоторыми официальными дилерами», — пишет г-н Нусупбаев.

Ибраш Нусупбаев
Ибраш Нусупбаев. Фото — Страница Facebook

В своем посте эксперт сопоставил стоимость некоторых запчастей в США и Казахстане соответственно, при этом не называя бренда.

Амортизаторы в США: 9,99 доллара – для города, 18,99 – город-бездорожье, 29,99 доллара – тяжелое бездорожье. В Казахстане – примерно в двадцать раз дороже.

 

Крестовина — 9, 99 доллара (США) и 60-80 долларов (Казахстан).

Рулевая рейка — 97 долларов (США) и 862-950 долларов (Казахстан).

Эксперт подметил, что это цены в стране, где размер средней зарплаты составляет более 3 тысяч долларов. Но даже при казахстанской средней зарплате в 300 долларов американские цены на новые запчасти могут показаться фантастически низкими, так как за простую «железяку» стоимостью в пару долларов в Казахстане приходится нередко выкладывать месячную зарплату.

«Поэтому неудивительно, что спрос на б/у запчасти у нас столь высок. А если есть спрос, то будет и предложение – это главный закон рынка. В итоге тысячи безработных юношей, вооружившись отвёртками, выходят каждую ночь, а теперь и каждый день на преступной промысел», — добавил журналист.

Редакция медиа-портала Caravan.kz подробнее разобралась в предложенной г-ном Нусупбаевым теме. В качестве опорной точки для нашего сравнения мы взяли один из популярных и ходовых автомобилей в Казахстане — Toyota Camry XV40 — и сравнили стоимость запчастей на него в нашей стране и в тех же Штатах.

 

Насос системы охлаждения (помпа)

Любой автолюбитель знает, что при пробеге в 100 тысяч километров на «сороковке» легко может выйти из строя насос системы охлаждения, и его приходится заменять на новый.

Так вот: стоимость его в Казахстане колеблется от 15 до 17 тысяч тенге (38-44 доллара), тогда как в США такую же новую запчасть можно преобрести за несколько более низкую цену — 28-37 долларов.

 

Стойки и втулки стабилизаторов

Многие знают, что отличительная черта подвески — это неубиваемость. А ее главными проблемными частями можно назвать стойки и втулки стабилизаторов, которые в Camry выдают себя характерным поскрипыванием при преодолении неровной поверхности.

За стойки на «камрюху» в Казахстане просят 2500-5500 тенге, тогда как американцы готовы продать их по более выгодной цене, начиная от 3,9 доллара (1350 тенге) и выше.

Натяжитель ремня

Многие также считают его одним из слабых мест в «Камри». О своей непригодности натяжители сообщают едва слышным пощелкиванием при пробеге примерно в 90-110 тысяч километров.

Стоимость новых натяжителей в Казахстане начинается от 28 500 тенге (82 доллара). В США их можно приобрести за смешную в сравнении с вышеупомянутой стоимость – 22 доллара.

Масляный фильтр

Задача этой детали очень проста — очищать моторное масло от грязи, проникающей в двигатель извне.

В Казахстане цена фильтра на «Камри» варьируется от 2500 до 4000 тенге (7-11 долларов), а американцы ту же деталь выставляют за чуть больше, чем 2 бакса (около 700 тенге).

 

Насос ГУР

Гидроусилитель руля – это одно из того, что следует поменять при покупке подержанного авто. А насос гидроусилителя руля является наиболее сложным элементом ГУР: он обеспечивает циркуляцию жидкости в системе и поддерживает необходимый уровень давления.

В Казахстане его можно приобрести за 30-35 тысяч тенге, а в Америке стоимость нового насоса ГУР начинается с 76 долларов (26 тысяч тенге).

ПРИМЕЧАНИЕ. Для написания данного материала использовалась информация из открытых источников.

В своем посте г-н Нусупбаев резюмировал: «Желая помочь обогатиться за счёт народа кучке хозяев «автоконструкторов», власть так взвинтила таможенные пошлины и налоги на новые автомобили и запчасти, что автопарк Казахстана стал стремительно стареть, и наша страна превращается в сборище автохлама».

Самое печальное, на его взгляд, заключается в том, что именно высокие цены на запчасти стали причиной создания организованной преступности по добыче и реализации б/у запчастей. И в этом эксперт обвиняет правительство и чиновников, ставящих интересы частного бизнеса выше интересов народа Казахстана.

Отчасти редакция Caravan.kz подтвердила точку зрения г-на Нусупбаева: цены на запчасти в Казахстане действительно высоки. Насколько это оправданно – вопрос уже другой, но согласиться с мнением Нусупбаева – вполне ваше право.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться