Народный президент или, Как избежать переворота

Автор -
2369

Начиная с 2005 года, самая популярная «страшилка», которой пугают кыргызстанцев — вовсе не угроза вторжения террористов. Больше, чем ими, нас пугают только очередным переворотом. Или — как любят у нас говорить — «революцией». Вот уже 13 лет подряд народ с тревогой ждет то осени, то весны.

Эта осень тоже не стала исключением. С недавних пор в обществе поползли нехорошие слухи о том, что своими арестами Сооронбай Жээнбеков оскорбил несколько кланов (число варьируется от трех до пяти), и они жаждут мести. «Дескать, погодите, вот придет осень, тогда и…».

А что «и…»? То, что революции у нас не будет — это общеизвестно. Хотя бы в силу того, что народ у нас не воспринимает богатых, как своих врагов — он считает их своими лидерами. Да и революция — это радикальная смена одного строя на другой. К примеру, было ханство, стала — джамахирия, или как там еще назвать по-кыргызски «социализм кочевников», либо какой-то другой режим. Главное условие — он должен радикально отличаться от того, что был раньше.

«Диванные революционеры»

Но это не значит, что действующей власти надо расслабляться. Дело в том, что как таковая, революционная ситуация в обществе у нас наблюдается давно. Но поскольку народ, что бы о нем ни думали сидящие за компьютерами «диванные революционеры», все же умен, быть толпой он не хочет. А значит, ему нужен лидер, за которым они пошли бы, куда угодно.

Но лидера нет. Тех же, кто себя таковыми называет, нынешнее положение дел в стране вполне устраивает. Просто они хотят эту систему сами возглавить. Получилось — хорошо; нет — объявляй себя оппозицией. А это все же не революция, а переворот, когда меняется только фамилия на табличке «Кабинета №1».

Но расслабиться власти нельзя еще и по другой причине. Дело в том, что в случае, если переворот все же состоится, защитить президента будет некому.

Что дает право так утверждать?

Первое доказательство — ни один переворот не возможен, если он не имеет поддержки внутри ДЕЙСТВУЮЩЕЙ власти. Подчиненных, которые бы полностью были довольны своим начальством, в природе не существует. И если найти такого недовольного, и пообещать ему более лучшие условия, он не то, что сам откроет ворота мятежникам, но и любезно проводит их до кабинета шефа, чтобы те не дай бог не заблудились по дороге. Может ли Сооронбай Жээнбеков гарантировать лояльность всего президентского аппарата — сверху донизу? А аппарата премьер-министра? О Жогорку Кенеше лучше и не вспоминать: там лояльных ему — еще меньше. А ведь они находятся в одном здании.

Итак, мы знаем, что народ не пойдет свергать президента. Но он и защищать его не будет. Почему?

Полвека назад в США вышла книга Эдварда Люттвака «Государственный переворот. Практическое пособие». Там сказано:

«Вся власть, все участие в управлении государством находятся в руках маленькой элиты. Эта элита образованна, грамотна, хорошо питается и живет в безопасности, чем радикально отличается от подавляющего большинства своих соотечественников – по сути, не меньше, чем от людей другой расы. Массы это сознают и признают пожизненную монополию элиты на власть, и до тех пор, пока какой-нибудь слишком явный акт произвола не приведет к мятежу, они принимают ее политику. Но в равной степени они примут и изменение правительства, будет оно законным или нет. Ведь в любом случае это будет всего лишь новая группа «ИХ», которая придет к власти».

И далее:

«Таким образом, после переворота деревенский полицейский придет и зачитает прокламацию, радио скажет, что старое правительство было коррумпированным и что новое правительство даст народу пищу, медицинское обслуживание и образование – а возможно, и славу. Большинство народа не поверит и не оспорит эти обещания или обвинения, а всего лишь почувствует, что где-то, очень далеко, опять произошло нечто. Это отсутствие реакции и есть то, что нужно организаторам переворота от народа, чтобы удержаться у власти».

Скажете, что не про нас? За сутки до свержения Акаева, на площади был митинг его сторонников, где было 60 тысяч человек. Но ни один из них 24 марта 2005 года не пришел ему на выручку. Бакиеву также на словах оказывалась всяческая поддержка. Итог мы тоже знаем.

А что силовые структуры? Поддержат ли они президента — он же Верховный Главнокомандующий и председатель Совета безопасности?

Но вот, что говорит про это все тот же Люттвак:

«Для высших чиновников, офицеров армии и полиции переворот будет смесью из опасностей и возможностей. Некоторым из них, чересчур скомпрометированным сотрудничеством со старым режимом, придется либо бежать, либо бороться с переворотом, либо выказать себя сторонниками нового режима, чтобы получить выгоду от поддержки переворота на его ранней стадии. Характер действий этой группы будет зависеть от индивидуальных оценок ее членами баланса сил обеих сторон. Но многим из тех, кто не слишком был связан с прежней властью, переворот предоставит скорее возможности, чем опасности. Они могут принять переворот и, поскольку незаменимы как группа, выторговать себе даже более высокое жалованье или лучшие должности, чем прежде; они могут создать новую оппозицию или стать ядром уже существующей; наконец, они, как то было в Нигерии в 1966 году, могут извлечь выгоду из временного состояния нестабильности и организовать контрпереворот для того, чтобы самим прийти к власти».

Как видим, ситуация для действующей власти складывается плохо и здесь. Поэтому, если случится переворот, защитить власть будет некому.

Предвидим здесь вопрос: «Почему же тогда удержался Атамбаев?». Рискнем предположить, что он за время своего правления не смог надоесть настолько сильно, чтобы его свергли, ни своему аппарату, ни своим силовикам, ни народу — потому и удержался. С другой стороны, Атамбаев был сам революционером и держал общество в тонусе, иной раз перехватывая инициативу у своих оппонентов и мог повысить ставки в политической игре настолько высоко, что его оппоненты просто уходили в себя, бормоча и что-то шепча в виде проклятий. Экс –президент отличился и тем, что с первых дней заявлял о своем уходе с поста президента в срок. Помимо этого, были определенные успехи в борьбе с коррупцией, в реализации различных экономических проектов. И главное, Атамбаев реально начал двигать крупные инфраструктурные, энергетические проекты, которые важны для страны, экс -президент нашел и привлек крупные финансовые вложения в экономику страны. Что трудно отрицать.

Но вернемся к нашим размышлениям, может ли нынешняя власть избежать переворота? Есть два способа: хороший и плохой.

Начнем с плохого

Создать вокруг себя некое вооруженное формирование для своей защиты. Что-то вроде нынешнего иранского Корпуса стражей исламской революции или «Белой армии» Саудовской Аравии 1950-х годов, из которой потом вышла тамошняя Национальная гвардия. Но откуда будет финансироваться это формирование? Явно не из госбюджета — он не резиновый. Сделать по-другому мешает статья 4 Конституции, по которой в Кыргызской Республике запрещается «создание объединениями граждан военизированных формирований». Делать подобную структуру из готовой тоже никто не даст. Подобное формирование, судя по некоторым приметам, из Службы госохраны пытался сделать брат второго президента Жаныбек Бакиев — получилось плохо. К тому же это многие не поймут, и финал будет непредсказуем в деталях, но предсказуем в общем: власть снесут.

А теперь о хорошем

Хороший вариант на первый взгляд — достаточно прост: Сооронбай Жээнбеков должен выполнить все свои предвыборные обещания. Но проблема — в том, что выполнение многих из них заденет интересы тех сил, которым выполненные обещания как раз невыгодны. Кто может дать гарантии того, что те, кто сейчас активно якобы борются с коррупцией, просто расчищают поле для себя, для своих новых коррупционных схем. Никто не даст таких гарантий. Чиновничий саботаж и непрофессионализм исключать тоже нельзя.

По большому счету, народу от власти нужно только одно: чтобы она установила порядок. А порядок — это когда на улицах нет бандитов, люди имеют достойную работу и хорошую зарплату. Также надо отойти от принципа – наш сукин сын и назначать по принципу каких-то особых связей, родству или еще по каким-то признакам, которые несовместимы с нормальным исполнением законов о госслужбе.

Но самое главное условие — обеспечение равенства всех перед законом. Когда в тюрьму будут сажать не за работу при прежнем режиме (кстати, одного из премьеров при Атамбаеве так и звали: Сооронбай Шарипович Жээнбеков), а за вполне конкретные деяния. А ведь общественное мнение сейчас так и думает, что Сапар Исаков и остальных посадили совсем не за то, что они своровали. Особенно, после судебного триумфа Раима Матраимова, бегства некоторых высокопоставленных лиц через «баткенские броды». Люди полагают, что Жээнбеков таким образом сводит счеты с Атамбаевым, используя закон, выведенный еще секретарем правителя Флоренции Николо Макиавелли: «Государь не должен быть обязанным своей властью никому».

Бесспорно: грозить кулаком коррумпированным чиновникам на Совете безопасности и ездить по регионам с проверками — это хорошо. Но есть принцип, который всегда будет вечен: мало казаться народным президентом — им нужно быть. И тогда не страшны и десять государственных переворотов: народ своими руками уничтожит любого, кто посмеет свергнуть ЕГО президента — без суда и следствия.

Асан Эралиев

Поделитесь новостью