«Безопасный город»: нас с тобою обманули?

Автор -
1923

10 августа станут известны претенденты на победу в конкурсе по проекту «Безопасный город». Победителя определят позже, поскольку для этого требуется длительная процедура (аудиторское заключение и пр.) Госкомитет по информационным технологиям и связи наконец сделает то, что от него требует общество. Начнет осуществление проекта «Безопасный город». Но вот вылиться все это может в очередной скандал.

Что конкретно собирается приобрести наша страна за 2,5 млрд сомов? Информационную систему, которая будет обеспечивать безопасность на дорогах? Ничего подобного. Она получит «услугу по предоставлению информации о нарушениях ДТП». $36 млн (2,5 млрд сомов) – безумные деньги, за такие на каждом перекрестке можно поставить по 4 контролера (да хоть и по 10), которые круглосуточно будут снимать на видео (на сотку, например) все нарушения и тут же штрафовать нарушителей. Тем более, речь идет о более 100 перекрестках. И еще десяток миллионов как минимум останется «на конфеты».

Но участники конкурса будут ставить видеокамеры, которые начнут передавать данные по интернету. Ну хорошо. И денег им сейчас платить не надо. Будут собирать по мере поступления штрафов. А что будет, когда они свои 2,5 млрд сомов соберут? Как в сказке, все их оборудование «превратится в тыкву».

То есть будет следующий конкурс, еще на 36 или больше миллионов долларов, потому что к тому времени все видеокамеры «морально устареют» (по мнению руководства ГКИТС). И их обязательно нужно будет заменить. Это должно случиться, по словам представителей ГКИТС, через 5 лет.

Почему сразу не поставить нормальную систему с большим запасом? А «денег нет». Хотя вот бывший мэр Албек Ибраимов, например, предлагал из городского бюджета оплатить создание «Безопасного города». Но лучше устраивать конкурсы среди «инвесторов» раз в пять лет – и каждые пять лет иметь законную отстежку.

Нам не объясняют, что Кыргызская Республика покупает, так сказать, не обогреватель, а тепло, если бы речь шла о теплоснабжении. Не информационную систему, а сообщения о нарушениях ПДД. Которые может собрать и передать любой бдительный пенсионер. Ну или тысяча бдительных пенсионеров.

При этом, кстати, интересно, что весной обсуждался вопрос о том, чтобы местные программисты предоставили свое программное обеспечение для «Безопасного города». Все их наработки оказались невостребованными.

Впрочем, конкурс может и не состояться – ведь инвесторам будут нужны гарантии, что их инвестиции окупятся. Была идея когда-то провести перерегистрацию всех транспортных средств в КР (масса водителей ездят по доверенности, им штрафы не придут). В итоге ГРС решила поступить как в анекдоте про гусар: если не можем коня в шампанском искупать, то хоть кота пивом обольем. Предложила водителям добровольно перерегистрировать свои транспортные средства. Что будет, если выписанные штрафы собрать не удастся? Суды с инвесторами?

Кроме того, в условиях конкурсных требований обойден вопрос о Центре обработки данных. Кто и когда его построит? А ведь данные о нарушениях придется хранить не один месяц. На случай судебных разбирательств с водителями-нарушителями. Которые обязательно последуют. Если не будет строить инвестор – значит, государство. А на какие деньги и в какие сроки? Непонятно.

В общем, создается впечатление, что госчиновники, подталкиваемые в спину общественным мнением, решились на авантюру. А там хоть трава не расти, но «либо ишак, либо падишах помрет». Через пять лет, когда придется из государственного кармана снова выкладывать 40 миллионов или больше (поскольку нынешняя программа по широте охвата напоминает больше не «Безопасный город», а скорее «Безопасный перекресток»), уже и правительства этого не будет.

Асан Эралиев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться