Август — время горячее. Сельхозпроизводители занимаются сбором и продажей урожая, туристический бизнес активно зазывает тех, кто не успел отдохнуть. Родители начинают готовить к школе детей. В общем, все при деле.
Время подвести итоги
Ну а министерства начинают подводить итоги первого полугодия текущего года. В частности, Министерство финансов заявило, что по итогам января-июня 2018 года дефицит республиканского бюджета составил 1 млрд 847,6 млн сомов. На всякий случай, напомним, что государственный бюджет — это смета доходов и расходов за определенный период времени. То есть, самый крупный денежный фонд, который правительство использует для финансирования своей деятельности. Именно сюда стекаются все денежные поступления государства, и отсюда правительство выплачивает заработные платы, субсидии и содержит все свои основные фонды. Других денег у государства нет.
Но и теми, что есть, государство не может грамотно управлять. Если за первое полугодие доходы республиканского бюджета составили 62 млрд 927,7 млн сомов, то расходы сложились в сумме 64 млрд 775,3 млн сомов. Разница — это и есть те самые недостающие средства, из которых складывается дефицит бюджета.
Векселя помогут?
Дефицит бюджета приводит к задержке финансирования бюджетных организаций, срыву сроков выполнения государственных заказов, возникновению проблемы неплатежей в сферах, где государство является плательщиком. Бездефицитный бюджет — это идеал, достигнуть которого является мечтой многих государств. И мы не исключение.
Такие разрывы в бюджетах покрывают разными способами. Это и выпуск новых денег, и внешние заимствования и, конечно же, выпуск государственных облигаций.
Использует такие средства и наше правительство с помощью Национального банка В августе Министерство финансов планирует выпустить государственных ценных бумаг на 850 млн сомов.
По данным НБКР, запланировано два выпуска государственных казначейских векселей со сроком обращения 12 месяцев на 200 миллионов сомов. Кроме того, хотят выпустить долгосрочные государственные облигации со сроком обращения семь лет и три года соответственно. Этот объем выпуска ценных бумаг оценивается в 650 миллионов сомов.
Вообще, выпуск государственных займов не так негативно влияет на экономику, как эмиссия. Внутренние займы состоят из временно свободных денежных средств населения и организаций. Негативное влияние на экономику тут одно — государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств; повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. Но как говорится из двух зол выбирают наименьшее.
Поднимать доходы или либо сокращать расходы?
При дефиците бюджета, выбор у государства невелик: либо поднимать доходы, либо сокращать расходы. Введение новых налогов также пополняет бюджет. Например, в сфере юстиции адвокаты и нотариусы платили просто по патенту индивидуальных предпринимателей. Вне зависимости от получаемых им доходов. Государство не только теряло от этого часть средств, но и нарушало законы об адвокатуре и нотариате. Которые гласят, что юридическая помощь, оказываемая адвокатами, как и нотариальные услуги, не являются предпринимательской деятельностью. Министерство юстиции озаботилось этим и, наконец, разработало специальный порядок уплаты налогов для адвокатов и частных нотариусов. По новому налоговому режиму, будет происходить взимание налога с дохода адвокатов и нотариусов за оказание ими квалифицированной помощи.
В порядок расчета налога мы углубляться не будем. Укажем только, что ставка налога 10%. Скорее всего, этот налог надо будет в дальнейшем усовершенствовать. Ведь род деятельности адвокатов и нотариусов различны. Как и доходы, ими получаемые. Да и работают, к примеру, адвокаты по-разному: кто в коллегии, кто в бюро. Но это достаточно нормально, только практика показывает, где есть огрехи в законодательстве и как их надо устранять.
Само Министерство юстиции считает, что введение специального налогового режима для адвокатов и нотариусов позволит пополнить республиканский бюджет и выведет указанных лиц из «тени». Остается только надеяться на сознательность граждан, оказывающих такие услуги. Что они не будут занижать свои доходы и повышать свои расходы для уменьшения налоговой базы. Правда, при нынешнем доверии к государству, верится в это с трудом…
Палочка-выручалочка
Конечно, когда не хватает средств на текущую деятельность, то откуда им взяться на крупные проекты? Да еще и в условиях тотального нежелания государства открывать новые производства? Выход — один: обращаться к внешним кредиторам. Особенно это касается энергетической сферы страны. Помощников и желающих помочь тут много.
Вот ОАО «Востокэлектро» никак не может избавиться от своих проблем. Например, высокие потери в распределении достигают 20%. Кроме того, наблюдается большое количество перебоев, связанных с работой старого оборудования, которое, похоже, давно исчерпало все сроки службы.
Здесь своего рода «палочкой-выручалочкой» решил выступить Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Кредитное и грантовое соглашения между Кыргызской Республикой и ЕБРР по реабилитации «Востокэлектро» подписали еще 7 декабря 2017 года. 28 июня этого года Жогорку Кенеш ратифицировал кредитное соглашение между Кыргызстаном и ЕБРР. Через четыре дня — 2 августа — закон о ратификации подписал президент Сооронбай Жээнбеков, и через 10 дней после подписания он вступит в силу.
По этому соглашению государство получит кредитом 4 млн евро, а еще 2 млн евро — грантом. Также, в рамках проекта Кыргызстан получит техническую помощь на 1 млн евро для «программ по поддержке реализации проекта и корпоративного развития». То есть, на оплату различным консультантам. Которые будут просто приезжать и с умным видом указывать нашим специалистам, что и как им надо делать…
А как же сельское хозяйство?
Ну а пока мы направляем большинство кредитных средств в энергетику, бьют тревогу аграрии. Сельское хозяйство у нас, несмотря на заявления, что все хорошо, находится в глубоком кризисе.
Вот, что говорит, к примеру, глава Ассоциации теплиц Тилек Токтогазиев:
— Если сравнивать показатели урожайности, по многим из них мы уступаем показателям 50-х годов Советского Союза. В конкурентной борьбе мы проигрываем нашим соседям. Все привыкли говорить, что КР — это аграрная страна, но на самом деле, мы таковой не являемся, потому что практически по всем позициям мы импортозависимы.
Здесь добавим от себя, что Кыргызстан из сельскохозяйственных культур обеспечивает себя полностью только картошкой.
Какие же пути выхода из сложившейся ситуации? Токтогазиев отметил, что единственный путь развития аграрной отрасли — это внедрение новых технологий.
— В Узбекистане сельское хозяйство — это традиционный вид деятельности, к тому же у них особый климат. В Казахстане — большие субсидии, в Китае — огромные объемы. В Кыргызстане нет больших субсидий, климат поменять мы тоже не можем. Единственное, что можно сделать — это применять технологии и увеличивать урожайность именно с применением новых технологий.
Вообще-то, к таким заявлениям правительству надо бы и прислушаться. Может, пора попробовать вложиться в сельское хозяйство? Потому что продуктовая зависимость страны — это, знаете ли, стратегический просчет. Давно необходимо развивать эту сферу экономики. Начать тут надо, пожалуй, с того, что взять под контроль пахотные земли и пастбища, и перестать отдавать поля под застройки. Сегодня там строят новые дома, а завтра будет негде сеять хлеб. Кто тогда будет виноват? Конечно же, правительство.
С пастбищами вообще много проблем. Главная из них — деградация, связанная с неравномерным выпасом скота. Идет перегруженность весенне-осенних присельных пастбищ, которые испытывают нагрузку больше, чем отдаленные горные. С чем это связано? А все просто: владельцы скота не имеют возможности перегонять его на дальние отгонные пастбища. Еще несколько лет, и сложится ситуация, что скотину из-за недостатка кормов надо будет просто резать. Это, конечно, решит проблему дорогого мяса — на очень короткий срок. А где его брать, потом и кто за это будет отвечать? Поэтому, все, что Кыргызстану сейчас нужно — сбалансированный бюджет. На случай, если в правительстве не знают, что это такое, подсказываем: это — грамотное распределение финансовых потоков, как внутренних так и внешних, ну и равномерное развитие всех отраслей экономики.
Латать бюджетные дыры
Сбудется ли эта мечта для Кыргызстана — о сбалансированном бюджете? Поэтому хочется порекомендовать нашему правительству не просто латать бюджетные дыры, а все-таки грамотно работать во всех направлениях. Это, конечно, может не понравиться ни президенту, ни премьеру, но вынуждены им сообщить: украсть в Кыргызстане уже нечего — пора работать.
Ирина Соколова