Темир Джумакадыров. Жить интересами государства

Автор -
880

    Сегодня, 4 августа, день рождения экс-секретаря Совета безопасности Кыргызской Республики, вице-премьер-министра страны Темира Джумакадырова. Он трагически погиб в автоаварии в октябре прошлого года, направляясь с рабочей поездкой в Таласскую область для проверки готовности избирательных участков к президентским выборам 2017 года.

    Он был государственником до глубины души, искренне болея за свою страну и ставя интересы государства превыше всего. Примерный семьянин, талантливый аналитик, ответственный руководитель верил, что любые проблемные зоны в Кыргызстане можно решить, если рассматривать их системно и устранять глубинные причины этих вопросов.

    Мы решили вспомнить яркие цитаты из выступлений и интервью Темира Джумакадырова, чей жизненный путь может стать примером для подрастающего поколения кыргызстанцев.

    Если человек чувствует себя истинным государственником, который живет интересами государства и ратует за них, то он будет работать и днем, и ночью, невзирая на маленькую заработную плату и сложные условия труда. Таких людей я считаю элитой страны, государственниками.


    Ценность хорошего чиновника или хорошего руководителя должна заключаться в том, что он должен быть самокритичен и его критическое мышление не должно притупляться. Особенно в сфере безопасности критическое мышление всегда необходимо, и ты должен быть всегда острым, потому что если мы не видим какие-то проблемы и соответствующе не реагируем, значит у нас будут вопросы с обеспечением безопасности.


    Люди не должны относиться к государственной службе как к инструменту зарабатывания денег, так не должно быть! Ты должен понимать, что фактически это функциональное место, где ты должен работать и выполнять четкие задачи в заданном направлении исключительно в интересах государства.


    Я всегда стараюсь быть государственником, стараюсь ставить интересы государства превыше всего. Пытаюсь не превратиться в закостенелого чиновника.


    Сейчас Кыргызстан оказался в уникальной ситуации. Трудно было всегда, этим никого не удивишь. Но сейчас открылись широчайшие возможности для того, чтобы страна вышла на новый путь развития. Или мы ими воспользуемся, войдем в открывающуюся дверь, или на десятилетия перейдем в число наиболее отсталых стран мира. Я не могу быть в стороне в этот исторический, судьбоносный для Кыргызстана момент.


    Каждый развал коалиции и создание новой коалиции в парламенте будет ставить под вопрос эффективность и состоятельность новой парламентской системы в Кыргызстане. Я думаю, с этой точки зрения и члены коалиции большинства, и Президент, и глава Правительства должны быть заинтересованы в том, чтобы заложить крепкие основы новой системе управления, которая у нас существует не так давно.


    Нам нужно стремиться к тому, чтобы система правоохранительных органов существовала не для того, чтобы раскрывать преступления, а для того, чтобы этих преступлений не было. И вот это будет эффективностью самой системы. А для достижения этой цели нам нужно развивать и воспитывать правосознание тоже.


    Если в законах и других нормативных актах есть двусмысленности, позволяющие чиновнику трактовать их и так, и эдак, коррупция будет, сколько ни сажай. Если в работе государственных органов нет прозрачности, то коррупция в них будет процветать. Нет смысла создавать еще одну Антикоррупционную службу, которая будет наблюдать за существующей Антикоррупционной службой, и так до бесконечности. Надо проанализировать работу ключевых государственных ведомств и перестроить ее так, чтобы у государственных служащих не было возможности злоупотреблять своими должностными полномочиями.


    В Кыргызстане действует принцип свободы совести, религия отделена от государства. Но государство не имеет права оставить религиозную сферу без внимания, если это угрожает безопасности граждан.


    Для нас чрезвычайно важно, что наша страна является примером поиска новых методов работы с населением, а также позитивного сотрудничества с религиозными лидерами для достижения общей цели — устойчивого светского развития. И здесь ключевым звеном должна стать поддержка национальных традиций и культуры, когда исконные народные ценности могут составить конкуренцию чуждым идеологиям, в первую очередь радикальным.


    Я считаю, что у человека могут быть только две проблемы – это потеря близких и потеря собственного здоровья. Все остальное решаемо: деньги можно заработать, работу можно найти, семью можно построить, можно уехать куда-нибудь. То есть это все — задачи, а настоящие проблемы – те, что я назвал. И все.


    Всю свою экспертную деятельность я посвящал тому, что можно было бы сделать лучше, изменить в стране, и пытался всегда формулировать такие рекомендации, которые помогли бы стране продвинуться вперед. Одно дело, когда ты видишь, анализируешь, рекомендуешь, другой вопрос, когда эти рекомендации реализовываешь в жизни.


    У меня была цель – создать современный аналитический центр как в развитых странах, но не просто для того, чтобы комментировать, критиковать или публиковаться. Я абсолютно осознанно хотел сделать свой вклад в процесс принятия решений, повысить качество этого процесса.


    Вообще студенческие годы были для меня важным периодом. В то время организовывались различные дебатные клубы. Именно там, кроме знаний, я получил и определенные навыки, например, умение спорить, отстаивать свою точку зрения. И быть готовым принять удар и выдержать. Как говорится, получить свою долю синяков.


    Когда мне предложили должность, напрямую связанную с вопросами национальной безопасности, безусловно, это был challenge, вызов, как говорится. Кроме того, я хотел реализовать свои идеи на практике. Обсуждать, критиковать, давать какие-то рекомендации – это всегда легко. А перейти на другую сторону и попробовать воплотить их в жизнь, сделать своими руками то, что ты предлагал в рекомендациях – это другое. И куда более трудное, как нетрудно понять.


    Я всегда стараюсь остановиться, сделать паузу, чтобы дать случившемуся реальную оценку. Решения принимаю после паузы.


    Мы можем обеспечить прекрасную инфраструктуру, и обязательно это сделаем, можем полностью отрегулировать выдачу прав. Но пока пешеход не почувствует свою ответственность за вождение, свое поведение на дорогах, полностью обеспечить безопасность дорожного движения очень сложно.


    Одним лишь повышением или ужесточением наказания за ДТП мы результатов не добьемся. При изучении ситуации анализ показал, что у нас имеется комплекс проблем, поэтому нам нужно было к решению этого вопроса подходить комплексно.


    Мы должны идти путем внедрения новых технологий и исключить человеческий фактор. Это одно из направлений работы в антикоррупционной деятельности.


    У нас в стране коррупция превратилась в системную вещь.


    Печально, когда правоохранительные органы занимают лидирующие места в рейтинге коррупциогенности, печально, что у нас в оборонной сфере есть хищения. Но сейчас не время искать причины. Наша задача сделать все, чтобы эти процессы прекратились, и кардинально поменять ситуацию. Есть субъективные причины вороватости, но в целом нам нужно сделать так, чтобы человеку невозможно было что-то своровать. Даже если в мыслях он допускает стянуть то, что плохо лежит, чтобы система не давала претворить эти планы в жизнь. К сожалению, в мысли каждого человека залезть не можем и научить Родину любить тоже.


    В коррумпированном государстве никакие серьезные реформы невозможны. Для Кыргызстана преодоление коррупции – вопрос выживания.


    Борьба с коррупцией должна основываться на порицании со стороны общества.


    Безусловно весь антикоррупционный процесс нуждается в общественной поддержке и общественном порицании коррупции и коррупционеров.


    Рецепт антикоррупционной пропаганды для граждан прост – не поощрять коррупцию в любом виде. Пусть то будет на низовом уровне: в школах, медучреждениях. Да, мы знаем, какие там проблемы, знаем, что наши граждане постоянно сталкиваются с вымогательствами. Но первый шаг борьбы – не поощрять и не давать взяток.


    Мы должны пройти свой собственный путь борьбы с коррупцией и в процессе выстраивания механизма пережить определенные процессы, чтобы понять, что работает, а что не работает. Так по крупицам самим создать свою собственную систему, чтобы она и работала постоянно, и чтобы в этой системе были заинтересованы и руководители госорганов, и общество, и бизнес. Нужна система, которая будет давать реальные результаты.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться