Не перекинется ли на Казахстан санкционный «пожар» в России?

Эксперты Forbes.kz оценили шансы для Казахстана пострадать или получить выгоду от экономических и политических трудностей соседа.

Антироссийские санкции вновь вышли на первый план новостных блоков. Начавшись в марте 2014-го с относительно безобидного запрета на визы для отдельных лиц, на сей раз предполагаемые сенатом США меры грозят обрушить экономику ближайшего соседа Казахстана. Скажется ли новый виток санкций на Казахстане?

По заверениям министра национальной экономики Тимура Сулейменова, власти США «в процессе разработки и администрирования санкций дали нам гарантию, что они будут учитывать интересы нашей страны». С другой стороны, добавил министр, «у нас также хороший диалог с экономическим блоком российского правительства с точки зрения оценки, как это повлияет на Россию и каким образом сделать так, чтобы интересы Казахстана были не затронуты».

Однако казахстанцы могут возразить, что уже ощутили на себе негативные последствия: упавший вслед за рублём курс тенге ударил по их карману.

Чем обернутся для Казахстана санкции США против России и есть ли возможность найти в ситуации положительные моменты? Ответы на эти вопросы по просьбе Forbes.kz дали экономисты и политологи.

Упадёт и тенге, и прибыль

Все эксперты по-разному видят будущие результаты антироссийских санкций, но сходятся в одном: воздействие на Казахстан они окажут, и скорее всего отрицательное.

—  Санкции США против России имеют как персональный, так и секторальный характер, поэтому затрагивают в том числе и отрасли экономики, в которых работает Казахстан, — считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов.- Например, санкции против «Русала» заставляют тот же ERG искать новых покупателей глинозёма или в целом казахстанских поставщиков менять схемы поставки сырья для санкционных компаний. Поэтому вероятно, что ряд казахстанских крупных компаний, которые работают с санкционными компаниями, в конце года могут показать показатели прибыли ниже плановых.

Однако опаснее для Казахстана эффект санкций на российский рубль.

— Слабеющий рубль ослабляет и тенге, так как РФ является крупнейшим торговым партнёром Казахстана. Потенциально слабеющий в течение больше чем трёх месяцев тенге заставит Нацбанк принимать пожарные меры, чтобы удержать инфляцию и цены в заданном коридоре для защиты казахстанского бизнеса, — предупредил экономист.

Повышение курса доллара на фоне санкций как наиболее очевидный пример привёл и доцент Almaty Management University Ерлан Ибрагим. Однако, по его мнению, вероятны и положительные моменты.

— Что-то российский бизнес попробует делать через Казахстан, потому что фактически партнёрами и союзниками России остаются только Белоруссия и Казахстан, — отметил эксперт. — В сфере торговли для российских компаний металлургического сектора есть ограничения, возможно, для казахстанских металлургических компаний появятся более комфортные условия для продажи своей продукции. В любом случае  возникнет дефицит, может, казахстанцы смогут эту нишу занять. Есть опасения, что «Аэрофлот» ограничат в вылетах, возможно, появится ниша для казахстанских авиаперевозчиков.

Уйдёт Россия – придут Китай и Америка

Для политического аналитика Айдара Амребаева совершенно очевидно, что в результате санкций будут сжиматься сфера и возможности влияния России, в том числе и на процессы на постсоветском пространстве, которое традиционно считалось зоной привилегированных интересов Российской Федерации. Она будет вынуждена сосредоточиться в большей степени на нейтрализации санкций внутри страны.

Как считает аналитик, Казахстан испытает воздействие этого фактора по двум направлениям.

— Первое — это ухудшение макроэкономических показателей, завязанных на интеграционный вектор взаимодействия с Россией, например привязка к рублю казахстанского тенге усилит его неустойчивость. Это также отразится на казахстанских предприятиях, связанных с ЕАЭС. И положительно отзовётся на казахстанских предприятиях, способных заменить Россию на Западе, — рассуждает наш собеседник.

Второе: освободившиеся в результате сворачивания экономической деятельности России рыночные ниши в нашей стране станут ареной конкурентной борьбы заинтересованных международных корпораций, например китайских и западных компаний.

— Для Казахстана это поле для внешнеэкономического манёвра и получения дополнительных дивидендов и влияния, — подчеркнул Амребаев.

С другой стороны, возможен сценарий, когда российские компании, ограниченные санкционным режимом в своей стране, попытаются мимикрировать в Казахстане, используя общее экономическое пространство.

— Такая ситуация несколько осложнит деятельность казахстанского бизнеса и потребует гибкости от правительства, — сказал политолог. — Рядовой казахстанец, конечно же, ощутит, если ещё не ощутил, незащищённость своих накоплений в связи с колебаниями курса тенге к доллару и изменениями на рынке потребления.

День независимости от доллара

— Если речь идёт о санкционном пакете, который вступит в силу 22 августа (так называемый пакетСкрипаля), то главный негативный эффект уже сказался – это ослабление обменного курса рубля, вслед за которым ослаб и тенге. Сами по себе ограничения, которые накладывает Вашингтон на Москву, на Казахстане никак не скажутся, — объяснил Сергей Домнин, эксперт ИМЭП при Фонде Первого президента.

Серьёзные негативные последствия для нас могут наступить, если американская сторона решит ввести санкции, предусмотренные Актом по защите американской безопасности от агрессии Кремля — 2018 (проект сенаторов Боба Менендеса и Линдси Грэма). В проекте акта прямо прописаны ограничения на торговлю российским государственным долгом и возможность блокировать счета  российских банков – ВЭБ, Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка и Промсвязьбанка. Акт может быть принят конгрессом уже этой осенью.

— Введение этого пакета санкций определённо обвалит рубль, ведь из ОФЗ и евробондов выйдет подавляющее большинство нерезидентов. Следом за рублём обвалится тенге, — уверен эксперт. — Нельзя исключать, что динамику колебаний будет усиливать расширение доли нерезидентов в структуре владельцев казахстанского госдолга после подключения к Clearstream. Запрет на работу с госдолгом существенно ограничит возможности правительства РФ привлекать долг, соответственно, приведет к урезанию госрасходов. Если на это наложится фактор снижающихся цен на нефть, то экономика РФ вернётся в кризисное состояние. Это существенно замедлит экономический рост в РК. 

Однако сохраняется надежда на то, что акт всё-таки не примут, если напряжённость во внутриполитическом конфликте в США и в российско-американских отношениях спадёт, считает Домнин. Минфин США не поддерживал столь жёсткие меры, которые ударят в том числе и по американским гражданам и компаниям.

Из положительных последствий Сергей Домнин назвал одно:

— Если США будут и дальше действовать таким образом, как сейчас с Китаем, партнёрами по НАФТА, ЕС, Ираном, то в долгосрочной перспективе может значительно снизиться зависимость от доллараПо крайней мере, наиболее уязвимые страны будут искать возможности предельно упростить транзакции в нацвалютах.

Согреемся, но недолго

Говоря о влиянии санкций, экономист Алмас Чукин разделил их на три блока.

— Финансовая сфера близка уже к полному замораживанию отношений. Началось с замораживания коммерческих кредитов финансирования российской экономики на 90 дней, 30 дней, потом на 14 дней. Сейчас если ещё и государственные долги перестанут финансировать, то можно сказать, что сотрудничество в финансовом плане будет полностью прекращено, — начал он с неутешительного вывода.

Второй блок Алмас Чукин назвал технологическими санкциями.

— Начались они в прошлом году с технологического блокирования очень специфических вещей: не вся «нефтянка», а только арктические технологии – то, чего в России нет, и Америке очень не нравится, что Россия идёт в Арктику, — напомнил он. — Но сейчас происходит дальнейшее развитие этих санкций, и говорят о запрете на поставку технологий и товаров двойного назначения. Это практически на 70%лишит Россию доступа к западным высокотехнологичным разработкам.

К товарам двойного назначения можно отнести различные датчики, приборы, микросхемы и другие комплектующие, объяснил эксперт.

— По сути сегодня в мире никто не производит всё в одиночку – все берут лучшее друг у друга. Если айфон разобрать – вы там увидите весь мир: и Тайвань, и Японию, и Корею, и может, даже казахстанскую нефть в виде пластмассы. Это вторая угроза, — добавил он.

И третья угроза – политическая. К ней экономист отнёс понижение уровня дипломатических отношений и предполагаемый запрет на рейсы Аэрофлота в Штаты. В отличие от Ерлана Ибрагима, он не увидел ничего позитивного в этих шагах.

— Я боюсь, что мы катимся к временам холодной войны. Запрет экономически, может, не повлияет так сильно, но он показывает уровень напряжённости между странами, — отметил эксперт. — Что от этого Казахстану? Есть такая печальная шутка, что если горит дом соседа, то можно хоть согреться, но недолго. Так и здесь: на 80% это всё для нас негативно, потому что Россия — наш крупнейший партнёр. К сожалению, наши предприниматели очень боятся конкуренции со стороны российских, а тем некуда деваться – они будут ещё больше идти на наши рынки. В этом плане ничего хорошего для нас нет.

Положительные сдвиги возможны только в долгосрочной перспективе.

— Наверное, у нас будет больше китайских инвестиций. Китай, конечно, не боится санкций, но опасается, и на территории бывшего СССР, может быть, ему лучше идти в Казахстан, чем в Россию, — дал надежду Алмас Чукин. — В долговременном плане должна вырасти наша конкурентоспособность. Потому что, во-первых, у нас есть доступ к финансированию, во-вторых, есть доступ к технологиям, чего не будет у России в ближайшие годы или даже десятилетия. 

Поделитесь новостью