Власти КР намерены объединить усилия с НПО и экспертами для проведения судебной реформы

Автор -
210

    В ходе заседания экспертной рабочей группы по мониторингу мероприятий, проводимых в рамках судебной реформы, рассматривались текущие вопросы, связанные с подготовкой к внедрению кодексов и законов с 1 января 2019 года, с целью обеспечения безболезненного и согласованного перехода всех госорганов  к работе в новом режиме.

    Эта задача была поставлена в качестве приоритетной президентом Кыргызской Республики на Совете по судебной реформе, состоявшемся в мае 2018 года.

    Новые кодексы и законы, принятые Жогорку Кенешем КР, президентом и правительством, являются краеугольным камнем проводимой судебно-правовой реформы. В новом законодательстве на порядок повысились стандарты прав человека, проведена его гуманизация, декриминализация и депенализация. С принятием этого пакета законодательства был обозначен отход от старой судебно-правовой культуры, репрессивного характера судебно-правовой системы. Внедрение данного законодательства без искажений и отхода оÑ ‚ концепции будет означать, что у граждан появится прочный правовой фундамент по защите своих прав, появится преграда судебному, прокурорскому и милицейскому произволу, «телефонному праву». Полное внедрение кодексов и законов окажет влияние на прекращение пыток, истязаний людей, тюремного произвола.

    Созданная по инициативе президента КР в рамках этой работы Экспертная рабочая группа по мониторингу (ЭРГ) призвана обеспечивать аналитическое и экспертное сопровождение реформы, целостность ее одобренной концепции и положений. ЭРГ обеспечивает мониторинг мероприятий по внедрению кодексов и Указа Президента КР.

    С учетом этого, на заседании были рассмотрены предложения от госорганов, по внесению поправок в принятые кодексы и законы, в частности в Кодекс о нарушениях и УПК. Эксперты рассмотрели все поступившие предложения на предмет соответствия Конституции КР и соответствия концепции принятых кодексов и законов.

    Исходя из рассмотрения, эксперты рекомендовали госорганам не возвращаться к старому законодательству, которое перестанет существовать через 4 месяца и не вносить в него изменения, поскольку это нецелесообразно с точки зрения потери времени и бюджета.

    Было рекомендовано ограничиться поправками, связанными с приведением законодательства в соответствие с Конституцией КР, устранением коллизий внутри законов, а также поправками, связанными с реализацией проекта «Умный город», сроков давности и вытекающими из решений Конституционной палаты. По ряду предложений ЭРГ намерена встретиться с инициаторами, для того чтобы обсудить с ними механизмы реализации их предложений в рамках принятой концепции и координации усилий.

    На заседании эксперты-правоведы выразили свою озабоченность по поводу ряда поправок, нарушающих концепцию принятых кодексов и законов и тем, что новая концепция судебно-правовой реформы еще не полностью воспринята некоторыми госорганами. В связи с этим была высказана рекомендация о необходимости применения моратория на внесение поправок, чтобы страна имела возможность безболезненно внедрить принятые кодексы и законы, которые обеспечивают более высокий уровень прав человека, приближение к&nbs p;международным стандартам правосудия, открытость и прозрачность судебно-правовой системы, ее цифровизацию и фокус на человека.

    На заседании также была рассмотрена дорожная карта по внедрению Единого реестра преступлений и проступков (ЕРПП).

    ЭРГ выразила свое желание продолжить согласованную и конструктивную работу с госорганами, Жогорку Кенешем, правительством, Генпрокуратурой, Верховным судом  и другими организациями, вовлечёнными в исполнение судебно-правовой реформы. Отдельные мероприятия запланированы с представителями неправительственного сектора и экспертным сообществом для объединения усилий и совместной работы.

    ЭРГ также выразила обеспокоенность по поводу слабой практики применения органами исполнительной власти закона об основах административной деятельности и административных процедурах, который также был разработан в рамках проводимой судебно-правовой реформы в целом и в рамках реформирования административного права в частности.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться