Итоги недели: арифметика риска

По сообщению Министерства финансов КР, с января по июнь 2018 года внешний долг Кыргызстана снизился на $272 миллиона.

Кому сколько вернули

Стране удалось частично погасить долги восьми кредиторами. Международному валютному фонду заплатили $17 миллионов, Международной ассоциации развития— $14 миллионов, Азиатскому банку развития — $12 миллионов, а немецкому банку KfW — $3 миллиона. Европейскому Союзу, Кувейтскому фонду арабского экономического развития и Северному фонду развития Кыргызстан отдал по $1 миллиону.

Кроме этого, весь долг — $240 миллионов — Кыргызстану официально списала Российская Федерация. Таким образом, долг зарубежным кредиторам на 1 июля составил $3 миллиарда 809 миллионов.

Единственное, о чем не сообщило Министерство финансов, что это были за долги, если не считать их «российской» части. Текущие платежи, которые мы были обязаны вернуть в этом периоде? Ранее накопленные долги, которые вернули досрочно? Это — достаточно важный показатель. Если это текущие платежи, то тут гордиться нечем — отдали то, что причитается. А если это средства, которые надо было отдать позднее, то это радует. Тем самым, страну избавили от необходимости оплачивать дополнительные проценты по этим займам в дальнейшем…

Вернули старые, набрали новые

Но, кроме оплаченных долгов, Кыргызстан добавил новые. Евразийскому банку развития страна стала должна теперь на $6 миллионов больше, Японскому агентству международного сотрудничества (JICA) — на $5 миллионов, Экспортно-импортному банку Китая— на $3 миллиона. Еще на $1 миллиону Кыргызстан увеличил долг Исламскому банку развития, Международному фонду сельхозразвития и Саудовскому фонду развития…

Вообще-то во всем мире правительство обязано следить, чтобы в процентном соотношении государственный долг как можно дольше не превышал планку в 60%. Например, согласно международным правилам, страна может входить в систему единой европейской валюты в том случае, если ее госдолг не больше 60% от ВВП.

Плохая новость! В Европу нас не возьмут

Для тех, кто до сих пор мечтает о том, чтобы Кыргызстан вошел в Европу (да-да, такие уникумы в стране есть) сообщаем плохую новость: туда нас не возьмут. Потому что страна планку в 60% уже перешагнула. Согласно отчету МВФ за 2017 год, в рейтинге стран с наибольшим внешним долгом в процентах от ВВП мы занимаем 44 место. Наш показатель составил 73,52%. Наш ближайший сосед —
Казахстан почему-то в этот рейтинг не попал. Хотя его отношение госдолга к ВВП колеблется на уровне 105%. Другой стратегический партнер страны — Российская Федерация в рейтинг не вошла по причине того, что показатель достаточно мал — всего 36%. Невысок он и для Китая — 49,36%. Первое место занимает Япония с показателем — 250,91%, у США — 107,48%, а замыкает рейтинг Дания — 44,73%.

Вообще-то ситуация, когда государственный долг становится больше ВВП, и начинает в дальнейшем все больше и больше его превышать — весьма опасная. Когда государственный долг становится больше ВВП в два с половиной раза, страна попадает в долговую ловушку. Тогда государству приходится все силы направлять на то, чтобы выплатить долг и проценты по нему — в ущерб национальной экономике. Даже при соотношении долга к ВВП более 60%, по мнению экспертов, погашение долгов идет за счет перебрасывания ресурсов. Проще говоря, их производства для экспортной торговли, вместо использования для внутренних нужд и оздоровления экономики.

Набирая кредиты, нам необходимо понимать, что  наряду с формированием долга за счет внешних кредитов, в дальнейшем необходимо его возвращать. Невозможность отдать долг приводит к  дефолту, а это — потеря капитала. Как государственного, так и частного. Яркий пример тому — дефолт 1998 года в России. Когда люди проснулись и узнали, что они практически нищие. Был испытан крупнейший экономический шок от которого страна оправлялась достаточно долго. Правительство Евгения Примакова девальвировало рубль в 4 раза, и это подстегнуло промышленное производство.

Другой опасностью, к которой мы подошли достаточно близко, является то, что в условиях жесточайшего дефицита финансовых средств, мы будем ориентированы на приток иностранного капитала. Это ставит в положение ненужности как внутренних инвесторов, так и производителей.

Вишенка на торте

Ну и «вишенкой на торте» мы можем получить очень неприятную ситуацию —  вмешательство кредитора во внутреннюю регуляцию и потерю должником, то есть нами, финансовой независимости. То есть потери государственности как таковой. Натаниэлю Ротшильду приписывают такие слова: «Дайте мне контроль над денежной системой государства, и мне абсолютно наплевать, кто будет писать его законы». Хочется, конечно, этого избежать. Но получится ли?

Одним из способов избежать дефолта и сценария господина Ротшильда является наращивание ВВП. Однако тут у нас проблемы. Министр экономики Олег Панкратов по этому вопросу сообщил:

— В первом полугодии прошлого года Кумтор работал активно и на пластах, где высокое содержание золота. Рост ВВП составил 6,2 процента. Во второй половине перешел на пласты с низким содержанием золота. Из-за этого мы остались на нулевом уровне роста ВВП.

Таким образом, рост нашей экономики зависит от работы лишь одного «Кумтора». Только его показатели влияют на рост ВВП. Если верить Панкратову, то выходит, что остальные экономические единицы либо настолько малы, что какого-либо влияния на экономику страны не имеют, либо безнадежно убыточны.

К примеру, ОАО «Северэлектро». Недавно оно прошло аудит Счетной палаты за 2016 год. Поздновато конечно. Но результаты и за 2016 год шокируют. Убыток от деятельности «Северэлектро» составил 135 миллионов сомов.

В отчете аудиторы сообщают:

«В результате, за 2016 год не начислены дивиденды на акции, основным держателем которых является Фонд по управлению государственным имуществом. Однако расходы на содержание совета директоров и членов ревизионной комиссии превысили запланированную в смете сумму. Установленный тариф за транзит электроэнергии составляет 16 тыйынов за 1 кВт·ч, который не меняется на протяжении более 10 лет, несмотря на неоднократное представление Госагентству по регулированию ТЭК обоснованных расчетов. В результате от транзита электроэнергии для поставок частным покупателям-перепродавцам по заключенным договорам компания ежегодно недополучает доходы».

Вам хлеба с маслом или икрой?

Исходя из этого сообщения, вывод напрашивается такой: чтобы и дальше обеспечивать членов Совета директоров ОАО «Северэлектро» сладкой жизнью, народу должны повысить тарифы. На что еще надо повысить стоимость услуг, чтобы вышестоящие не забыли про хлеб с маслом и икрой? Может сразу уже ввести налог на воздух? А что — вполне приемлемый вариант: затрат никаких, а денежки капают.

А если серьезно, то смеем надеяться, что наше правительство все же осознает все последствия и риски увеличения внешнего долга и повышения внутренних тарифов. А также изыщет инструменты для повышения экономической составляющей страны не только за счет одного предприятия. Тем более, расположенного в зоне повышенного риска природных катаклизмов. Кто знает, что завтра взбредет в голову матушке-природе?

Ирина Соколова

Поделиться