Сооронбай Жээнбеков: Кыргызстан за комплексное реформирование фонда спасения Арала

Автор -
284

Сооронбай Жээнбеков сегодня, 24 августа, принял участие в саммите глав государств-участников Международного фонда спасения Арала в рамках двухдневного визита в Туркменистан. Об этом сообщает пресс-служба президента.

«Кыргызская сторона высоко оценивает результаты Консультативной встречи глав государств Центральной Азии 15 марта в Астане, мы в конструктивном ключе детально обсудили и обменялись мнениями по всем вопросам региональной повестки. В целях реализации наших договоренностей на высшем уровне в июле в Кыргызстане состоялась первая за многие годы полноформатная встреча Министров иностранных дел стран Центральной Азии. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что продвижение регионального сотрудничества приобретает устойчивый характер», — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков.

Он отметил, что от региональной кооперации выиграют все страны, а Центральная Азия станет одним из самых стабильных и процветающих регионов мира.

«Принимая участие в сегодняшнем Саммите, хотел бы поделиться с вами видением Кыргызстана по комплексному реформированию МФСА и каким мы видим его в будущем. В 2016 году Кыргызстаном принято решение о «замораживании» своего участия в деятельности фонда и его органов. Это было продиктовано тем, что в нынешнем виде МФСА не отвечает интересам и насущным потребностям нашей страны», — отметил президент и напомнил, что на предыдущем саммите МФСА в 2009 году в Алматы кыргызской стороной озвучена позиция о необходимости реформирования фонда, в том числе сокращения его неэффективных органов.

«Однако какого-либо прогресса в этой сфере, несмотря на принятое решение главами государств о совершенствовании структуры и договорно-правовой базы МФСА, не произошло», — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков.

Он отметил, что в этом году исполнилось 25 лет МФСА, который первоначально создавался именно как фонд для финансирования и кредитования программ и проектов в бассейне Аральского моря с учетом интересов всех государств региона. Настало время провести всесторонний анализ эффективности деятельности органов фонда за весь этот период. Необходимо дать оценку реализации первой, второй и третьей Программ действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря, изучить на что были направлены финансовые средств а и то, насколько справедливо и сбалансировано были учтены интересы всех стран региона.

«В настоящее время фонд характеризуется противоречиями в нормативных правовых документах, неэффективной структурой исполнительных органов. Отсутствуют прозрачные механизмы отчетности по привлекаемому финансированию, не сбалансированы месторасположения уставных органов фонда, а также отсутствует ротация их руководителей в течение длительного времени», — сказал президент.

Он отметил, что деятельность МФСА ориентирована на использование водных ресурсов для ирригации и экологии, но не учитывает использование воды для других целей, в том числе для выработки гидроэнергии, что связано с устаревшей нормативной правовой базой регионального сотрудничества, которая разрабатывалась в 90-е годы 20 века, и по сути, отражает нужды только сельскохозяйственного сектора отдельных стран Центральной Азии.

«Вместе с тем, мы все прекрасно знаем о причинах Аральского кризиса — это непродуманное увеличение площади водоемких культур и, как следствие, чрезмерное использование воды для орошения. Такое положение дел в МФСА не позволило Кыргызстану включить в третью программу действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря на 2011–2015 годы свои предложения по развитию комплексного использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии. В итоге, ни один гидроэнергетический проект, предложенный кыргызской стороной в рамках фонда, не был поддержан», — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков.

«Вместе с тем, общеизвестно, что гидроэнергетика не потребляет водные ресурсы. Более того, в рамках участия кыргызской стороны в МФСА на территории Кыргызстана за все эти годы не были реализованы проекты и в сфере ирригации. Это говорит о многом. Необходимо пересмотреть также шкалу взносов государств Центральной Азии в МФСА», — отметил президент.

Он отметил, что в рамках МФСА не предусмотрен компенсационный механизм по накоплению водных ресурсов в странах верховья для их подачи на нужды орошения дружественным соседним государствам, хотя в мировой практике такое взаимовыгодное сотрудничество успешно реализуется.

Сооронбай Жээнбеков обратил внимание, что на повестке дня также стоит вопрос относительно лимитов вододеления в Центральной Азии, которые были приняты еще в советское время на основе плановой экономики. В то время ограничивалось развитие аграрного сектора в отдельных республиках и действовали компенсационные поставки продовольствия и энергоносителей.

В настоящее время существующая система вододеления не отвечает современным реалиям и требует пересмотра с учетом интересов устойчивого развития стран региона. Ни для кого не секрет, что большинство вопросов в сфере водопользования решаются между странами региона на двусторонней или трехсторонней основе вне рамок МФСА.

Сооронбай Жээнбеков заявил, что кыргызская сторона выступает за возобновление сотрудничества в рамках соглашения между правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Нарын-Сырдарья от 17 марта 1998 года, которое предусматривает компенсационный механизм использования водных и энергетических ресурсов.

«Соглашение заключено вне рамок МФСА, успешно работало до 2006 года, и на сегодняшний день является юридически действующим. Мы предлагаем совершенствовать взаимовыгодное сотрудничество на его основе. Ситуация в регионе усугубляется и тем, что водные ресурсы наиболее уязвимы к происходящим климатическим изменениям на глобальном уровне. Прогнозы ученых и специалистов показывают сокращение площади ледников и увеличение водности рек к 2025–2030 годам. Глобальное изменение климата только усугубляет проблемы в сфере водопользования в нашем регионе. Поэтому важным является реализация соответствующих инфраструктурных проектов, направленных на сохранение ледников в странах верховья Центральной Азии», — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков.

Сооронбай Жээнбеков перечислил предлагаемые практические шаги.

  • Фонд должен стать, как он первоначально создавался и функционировал, фондом по аккумулированию финансовых средств и инвестиций для реализации приоритетных проектов в сфере водопользования, направленных на социально-экономическое и устойчивое развитие всех государств региона;
  • Кыргызстан предлагает вывести из структуры МФСА межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию и межгосударственную комиссию по устойчивому развитию и их исполнительные органы. Вместо них рассмотреть возможность создания новых органов, обеспечивающих комплексное использование водно-энергетических ресурсов и учитывающих аспекты гидроэнергетики и устойчивого развития.
  • Упразднить филиалы Исполнительного комитета МФСА в государствах Центральной Азии. Вместо них, ввести институт представительства государств Центральной Азии при Исполкоме МФСА;
  • Упразднить Ревизионную комиссию МФСА. Проверку финансовой деятельности фонда проводить на основе независимого аудита;
  • Пересмотреть систему финансовых взносов государств-учредителей МФСА с учетом потребностей и возможностей государств региона и осуществлять их на добровольной основе;
  • При реформировании фонда учитывать опыт таких международных организаций как ООН, ШОС, и других;
  • Провести инвентаризацию договорно-правовой базы и оптимизацию структуры МФСА с целью их приведения в соответствие с вышеуказанными предложениями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться