Итоги недели: делим шкуру неубитого медведя?

Этот год славен не только 27-летием независимости Кыргызской Республики. Приближается окончание первого года президентства Сооронбая Жээнбекова. Но с какими итогами мы подошли к сегодняшнему моменту?

Со слов премьер–министра Мухаммедкалыя Абылгазиева, экономические показатели страны растут. Об этом он заявил в ходе заседания правительства. На заседании разбирались, как исполняются прогнозные показатели социально-экономического развития страны на 2018 год.

Глава правительства сообщил, что по итогам 7 месяцев доходная часть бюджета обеспечена на сумму 57,2 млрд сомов, что по сравнению с отчетным период 2017 года больше на 8,6 млрд.

«Благодаря этому мы смогли своевременно профинансировать социальные выплаты. Объем капительных вложений был увеличен 2,9 млрд сомов и составил 5,6 млрд сомов. В настоящее время ведется строительство 494 объектов, из них 150 являются социальными и образовательными учреждениями. На данный момент завершено строительство и реконструкция 19 объектов. 1 сентября 2018 года в эксплуатацию будут введены еще 35 объектов», – сказал премьер-министр.

Касаясь экономического партнерства, Абалгазиев отметил:

 — Улучшаются показатели торгово-экономического сотрудничества с основными партнерами страны. Инвестиции в основной капитал составили 4,7%. Доля экспорта увеличилась до 5,5% или на сумму $35 млн. В единый реестр ЕАЭС вошли 49 компаний-экспортеров товаров. Этих результатов удалось достичь благодаря переговорам и договорённостям, достигнутым на высшем уровне в ходе официальных визитов президента С.Жээнбекова в Казахстан, Узбекистан, Россию и другие страны.

Министр экономики Олег Панкратов в своем сообщении на этом заседании был также достаточно оптимистичен:

— Мы ожидаем, что сентябрь станет последним месяцем падения экономики. Со следующего месяца начнется рост. Это связано с работой «Кумтора». Увеличение добычи и производства золота начнется в IV квартале 2018 года.

Глава Минэконома добавил, что, несмотря на спад в экономике, все запланированные социальные обязательства профинансированы в полном объеме. Попытался он объяснить причины спада показателей в прошедшем периоде:

— Национальная экономика очень зависит от работы рудника. Без учета «Кумтора», рост ВВП ежегодно составляет 4-5 процентов. Надо уходить от этой зависимости. Компенсировать выпадение может отечественный бизнес. Однако количество неработающих предприятий не сокращается. В настоящее время простаивает 38 заводов.

Будут ли эти заводы работать, какие инструменты для их запуска будут применены для этого, министр экономики умолчал. Но зависимостью экономики от «Кумтора» правительство озаботилось. В связи с этим было заслушано выступление  главы Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Улана Рыскулова. Который сообщил, что в ближайшее время можно запустить до десяти крупных месторождений.

— Запустив их, Кыргызстан получит больше прибыли и рабочих мест, чем на «Кумторе». По некоторым проектам уже идет освоение, строятся фабрики. На Шамбесае есть протестные настроения у местного населения, поэтому рудник не получается запустить, — рассказал Рыскулов.

На каком этапе идет освоение, как скоро должно завершиться строительство фабрик, какая ожидается экономическая эффективность, сколько будет предоставлено рабочих мест непосредственно гражданам Кыргызстана  — об этом также заявлено не было. Все говорилось только о возможных объемах, которые можно добыть. То есть сейчас уже делится «шкура не убитого медведя» — то, чего еще нет. И будет ли – еще вопрос.

По завершении выступления Рыскулова, Абылгазиев отметил, что 26 лет в Кыргызстане уповают только на «Кумтор»:

— Мы говорим о руднике, но не думаем, что делать, когда он закроется. Нужно подготовить другие месторождения. Однако людям создают нечеловеческие условия. Нам об этом рассказали местные жители. ГКПЭН не проводил работу с людьми. Вместо золота оказывается железо. Нет государственного контроля, поэтому возникают скандалы.

Впрочем, это — не единственная проблема нашей экономики. Несмотря на то, что правительство бодро рапортует об инвестиционной привлекательности страны, цифровые данные это опровергают.  Согласно им, инвесторы, уставшие ждать начала периода поднятия экономики, решили инвестиции сократить. По заявлению Национального статистического комитета приток прямых иностранных инвестиций в 1 полугодии текущего года в сравнении с 1 полугодием 2017 года сократился на 33,2%. Если в 2017 году инвестиций было на $369,5 млн, то в 2018 году сумма составила $247 млн.

Напомним, что прямые иностранные инвестиции — это вложения капитала, например, в промышленность, путем создания компаний или вхождения в долю уже существующих на рынке предприятий. При этом, такие вложения рассчитаны на долгосрочный период действия. Подразумевается, что инвестор, при этом, будет иметь рычаги влияния на деятельность компании. Например, контроль может вестись через владение технологиями лицензионных соглашений, через контракты, контроль поставок материалов, а также соглашений о менеджменте и кредитных ресурсов.

Сокращение таких инвестиций говорит о двух вещах: либо таких предприятий, в которые можно вкладывать средства и развивать их, не осталось, либо в прошлом капиталовложения не дали инвесторам нужной отдачи и смысл в них потерян. Связано это со многими факторами и перечислять их нет необходимости.

Достаточно посмотреть вокруг себя и на цифровые данные. В свою очередь, Министерство экономики Кыргызстана считает: поступление инвестиций в страну сократилось потому, что КНР и Канада теряют интерес к обрабатывающему производству, Великобритания — к геологоразведке, а Россия — к сфере обеспечения электроэнергией, газом и паром.

Кроме того, ситуацию усугубляют конфликты на местном уровне, недостаточная работа руководителей органов местного самоуправления и негативное отношение местного населения к инвестору.

Радует пока только то, что, согласно тем же сведениям Нацстаткома, приток инвестиций пока еще не превышает оттока. Правда, сумма превышения ничтожно мала – всего $10,6 млн…

Подводя черту можно сказать о том, что за 27 лет, к сожалению, мы не смогли решить ни одной заявляемой из года в год задачи. Сладкие речи о том, что страна представляет самой лакомый кусок для инвесторов, дальше слов так и не пошли. Зависимость страны от «Кумтора» продолжает расти, а новых предприятий, способных эту зависимость перебить, нет. И в ближайшем будущем не предвидится. Сом, несмотря на репутацию самой стабильной валюты в странах СНГ, на самом деле, таковой не является. И многое из других обещаний, перечислять которые необходимости нет, также не исполнено.

Сколько еще нужно времени на мощный рывок верх? Найдется ли тот, кто его осуществит? Либо мы ответим на эти вопросы положительно, либо дальше так и будем погружаться в состояние, имя которому «хаос».

Ирина Соколова

Поделитесь новостью