Кого можно отпустить из суда под залог? Что думают адвокаты?

В Кыргызстане c 4 сентября на общественное обсуждение вынесен законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс КР», который предполагает гуманизацию уголовного судопроизводства, сокращение применения строгих мер и замены их экономическими рычагами воздействия. Инициатором является депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК Дастан Бекешев.

K-News выяснил, что думают адвокаты об освобождении обвиняемых под залог.

Адвокат Нурбек Токтакунов инициативу народного избранника полностью поддержал. Мало того, по мнению Токтакунова, под залог необходимо отпускать не только обвиняемых в экономических или должностных преступлениях, но и других подсудимых.

«Заключение под стражу — это мера исключительная. По логике международного права и просто справедливости, обвиняемый — это еще не осужденный, потому что вина не доказана. Не зря же существует презумпция невиновности, с точки зрения которой должен действовать принцип освобождения до суда. Это соответствует статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах. Только в самых исключительных случаях, когда есть доказательства того, что обвиняемый будет препятствовать установлению истины, скроется от следствия или будет влиять на его ход, тогда можно заключить его под стражу. В международной практике обвиняемый вносит залог, и если нарушает правила подписки о не выезде, его арестовывают, а залог идет государству», – говорит правозащитник.

Пока же в Кыргызстане общим правилом считается взять обвиняемого под стражу, и только в исключительных случаях избирают другую меру пресечения. По неподтвержденным данным, освобождение под домашний арест или подписку о не выезде обвиняемым обходится примерно в $500.

По мнению адвоката Искена Афиджанова, применение меры пресечения в виде залога помогло бы сократить коррупцию в судах.

«Существующая ситуация в судах в настоящее время предрасположена к коррупции, потому что мера пресечения избирается на усмотрение судьи. Если в законодательстве четко прописать в каких конкретно случаях обвиняемого берут под стражу, мы бы отошли от репрессивного характера УПК и приблизились к демократическим реформам. Тем более залог — это денежная сумма, которую государство может использовать сразу после внесения», – говорит Афиджанов.

Адвокат считает, что для совершивших должностное преступление сумма залога должна быть очень высокой.

«Должностные преступники подрывают веру в государственный строй. Наделенные полномочиями люди используют свое служебное положение и наносят огромный вред имиджу власти. Если и применять для них залог, то суммы должны быть огромными. А экономические споры бизнесменов можно рассматривать по-другому. Сейчас у нас в стране тенденция подводить эти споры под уголовную статью «Мошенничество» и заключать под стражу подсудимых. Но для чего содержать арестованного в тюрьме за счет налогоплательщиков, если государство может использовать внесенные им средства пока доказывается его вина?» – отмечает он.

Адвокат Диляром Низамова считает неэффективным содержание под стражей обвиняемых в преступлениях против собственности. По ее мнению, если подсудимый готов внести залог, то это уже обеспечивает нормальную работу следственным органам, так как он никуда не сбежит.

«Даже если у него будут такие намерения, ему просто изменят меру пресечения и не вернут залог. Тем более что многие уголовные преступления в последнее время стали вытекать из гражданских дел. Сначала люди судятся в двух судебных инстанциях по гражданских делам, затем истец пытается выиграть процесс и обращается в правоохранительные органы. Милиционеры, несмотря на то, что это было предметом разбирательства в гражданско-правовом споре, возбуждают уголовное дело. Сроки рассмотрения таких дел обычно большие, и обвиняемый все это время находится в СИЗО, хотя для этого может не быть оснований. По сути, во главе угла стоит сделка, а правомерная она или нет, должен решать суд», – говорит Низамова.

Юрист уверена, что, находясь под подпиской о не выезде, обвиняемый больше стремится доказать свою невиновность.

«Например, мои подзащитные, находящиеся под стражей, чаще всего говорили о том, что теперь им нечего терять. Применение меры пресечения, не связанной с лишением свободы, дает больше шансов психологически манипулировать обвиняемым, например, угрожать ему арестом в случае отказа от дачи показаний», – заключила она.

Кроме того, адвокаты едины во мнении, что сумма залога должна формироваться в зависимости от тяжести совершенного преступления и материальных возможностей обвиняемого.

Поделитесь новостью