В ходе своего официального визита в КР, приуроченного к открытию III ВИК, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган инициировал договоренность о том, что турецкий фонд «Маариф» откроет в Кыргызстане школу, альтернативную уже существующему «Сапату». Но если на первый — прямо скажем, совсем не пристальный — взгляд это и может показаться обычным дипломатическим шагом ради укрепления культурных связей и двусторонних внешнеполитических отношений, достаточно присмотреться получше, и инициатива с «Маарифом» начинает вызывать серьезные вопросы.
Во-первых, стоит сразу отбросить наивную идею о бескорыстной дружбе между «братскими народами» и сугубо гуманистических целях помочь системе образования. Практика существования любых учебных заведений внутри страны под патронажем других государств всегда направлена на распространение тех ценностей, которые эти государства считают нужным привить на данной почве. И весь вопрос только в том, какие именно это ценности, и насколько прозрачно другая сторона демонстрирует свои намерения. Так, например, Россия всегда вполне открыто занималась созданием вузов совместного подчинения на постсоветском пространстве ради поддержания статуса русского языка и, понимая прочность своих экономических связей в регионе, с заделом на то, чтобы граждане соседних стран могли легко интегрироваться в коммуникационную и социальную среду и рынок труда в РФ. США отстаивали свои интересы в регионе и преследовали цели лояльности по отношению к себе. Перекидывая собственный культурный мостик и создавая фундамент в виде человеческого ресурса с подходящим языковым и образовательных базисом. Ни та, ни другая страна не навязывали свою внутриполитическую идеологию, не вели какой-либо агрессивной пропаганды, и в итоге Кыргызстан получил два в самом деле неплохих вуза, КРСУ и АУЦА. Ценных в сегодняшней системе высшего образования республики именно дипломами и будущей конкурентоспособностью выпускников на рынке труда.
А теперь немного любопытной информации о том, что представляет собой образовательный фонд «Маариф». Учрежденный в 2016 году, еще на этапе своего открытия фоонд подвергался жесткой критике в самой Турции.
Эрдоган в качестве основной цели его создания назвал задачу лишить школы, открытые сторонниками Фетхуллаха Гюлена в 160 странах мира, статуса «турецких школ» и открыть вместо них школы турецкого государственного образца. Многие общественные и политические деятели Турции тогда сочли декларируемые президентом намерения попросту неправдивыми. Справедливо заметив, что «образованием турецкого государственного образца» занимается Национальный фонд образования, подструктура Минобра Турции, и дублировать его функции совершенно ни к чему.
Тогда в чем смысл создания «Маарифа»? Фонда, который хоть и будет получать государственное финансирование, функционировать будет по своим собственным принципам, не считаясь даже с законом о госслужбе. К примеру, руководитель «Маарифа» по внутреннему уставу организации может занимать свой пост вплоть до 72 лет, то есть фактически является не выборным чиновником, а бессменным ставленником лично президента. К тому же педагогические кадры и программы, которые «Маариф» готовит, не проходят через Министерство образования, и никак ему не подконтрольны.
В самой Турции фонд «Маариф» неоднократно называли угрозой светскому образованию и пропагандистской структурой, направленной на борьбу с неугодной президенту идеологией и распространением очень не либерального ислама сугубо «эрдогановского толка». Позже, когда фонд уже начал активную деятельность, эта тема стала подниматься и в СМИ за пределами Турции. В связи со школами, переданными в ведение «Маарифа», начали возникать разнообразные скандалы и судебные разбирательства. Республика Мали заявила о том, что качество образования в школах, после передачи их «Маарифу», заметно снизилось. Фонд не выполнил многих данных им обещаний, в том числе и финансовых. Некоторые государства попросту отказались отдавать школы, открытые Фондом Гюлена, и предложили «Маарифу» построить новые на выгодных условиях, но такое предложение отверг уже сам «Маариф» Все эти мутные истории только подтвердили догадку, что номинально «образовательный» фонд занимается отнюдь не образованием, а идеологической борьбой с тем, что противоречит политике Эрдогана, и в этом главный смысл его существования.
Если взглянуть на кыргызско-турецкие отношения вообще, то тенденция не может не настораживать. Сегодняшняя Турция не спешит вкладываться в экономику или предлагать существенные совместные стратегические проекты, зато очень активно содействует исламизации республики, строит за свой счет мечети, внедряет собственных религиозных деятелей, и как будто в упор не видит, что Кыргызстан, во-первых, самостоятельное, а во-вторых – светское государство. Которому просто непозволительно так навязывать свою внутреннюю идеологию. Эрдоган даже во время своего нынешнего визита, когда конфликт со школой «Сапат» уже разрешился, и кыргызская сторона фактически дала обещание, что будет контролировать «Сапат» и не позволит распространять там какую-либо вредную для властей Турции идеологию, не прекратил своих нападок на школу. И вновь потребовал «Сапат» упразднить. А после, в качестве компенсации за очередной отказ, пролоббировал соглашение о «Маарифе».
И вот тут возникает главный вопрос: а зачем Кыргызстану школа под ведением турецкого фонда, который давно и не без оснований подозревают в религиозной и идеологической пропаганде? Фонда, который никак не зарекомендовал себя на ниве светского и действительно качественного образования, зато регулярно оказывается в эпицентре скандалов двух враждующих турецких политических групп. А если взять еще шире, то почему вообще внутренняя политика и идеология Турции в лице ее руководства приходит в Кыргызстан и пытается хозяйничать здесь, как у себя дома?
Чолпон Исмаилова, независимый журналист.
Мнение автора не отражает позицию редакции K—News.