Совет безопасности нарушает баланс государственной системы и равновесие, угрожает безопасности страны. Таким мнением поделился адвокат Нурбек Токтакунов.
Его возмутил тот факт, что секретарь Совета Дамир Сагынбаев забывает о презумпции невиновности и берет на себя функция суда.
«Сагынбаев недавно заявил, что большинство фактов из уголовного дела по аварии на ТЭЦ Бишкека подтвердилось. Только суд может высказываться о подтверждении фактов в столь утвердительной форме. Риторика любых других власть имущих, будь то хоть сам президент, должна быть иной. К сожалению, наш народ не приучен к уважению презумпции невиновности, даже больше того, он его не понимает. Поэтому приговор предопределяется не состязательным судопроизводством, а высказываниями президента, или вот такими подконтрольными президенту структурами», – сказал Токтакунов.
В свою очередь экс-судья Конституционной палаты Клара Сооронкулова напомнила, что Совбез входит в структуру института президента. А это создает неопределенность, двойственность места и роли главы государства в системе обеспечения национальной безопасности.
«Не имея прямых полномочий в этой сфере, президент косвенно, через Совет безопасности имеет практически неограниченные полномочия, что противоречит его конституционному предназначению в государственном механизме, усиливает позиции главы государства и ослабляет парламент и правительство», – подчеркивает она.
Токтакунов отметил, что члены Совбеза в узком составе, уже практически без парламентариев, созываются для обсуждения вопросов национальной безопасности, требующих принятия оперативных решений или других решений неотложного характера.
«По факту совершенно неясно, чем определяется неотложность и оперативная необходимость, поэтому большинство судьбоносных решений Совбеза может решаться в узком составе. Такого усиления роли и значения Совета безопасности не было на протяжении всего периода существования этого органа. Из совещательного по своей сути органа, призванного координировать проведение единой политики в сфере национальной безопасности, Совет безопасности превратился в важный распорядительно-контролирующий орган. Можно с уверенностью констатировать, что Совет безопасности есть ни что иное, как надконституционный орган, суперструктура, превосходящая по реальному влиянию в вопросах национальной безопасности на Жогорку Кенеш и правительство», – пишет Cооронкулова.
Она напоминает, что по существу Совет безопасности фактически может вмешиваться, влиять и контролировать деятельность исполнительной власти в сфере национальной безопасности.
«Причем такое вмешательство носит лишь односторонний характер, поскольку в законе не прописана ответственность самого Совета безопасности за навязанное органу исполнительной власти решение, реализация которого может повлечь создание угрозы либо опасности для национальной безопасности, либо вообще нанести ей вред. Не входящий ни в одну из ветвей власти, не подконтрольный ни одному органу, принимающий решения в полусекретных условиях, Совет безопасности может играть противоречивую роль в различных политических условиях», – считает Сооронкулова.
Правозащитники отмечают, что Совбез по сути подменяет собой парламент, заслушивая отчеты руководителей государственных структур, входящих в систему исполнительной власти. А включение в Совбез руководителя аппарата президента, не являющегося самостоятельной политической фигурой, находящегося в прямом подчинении президенту еще более усиливает главу государства при принятии решений в данном органе.
«Таким образом, созданы благоприятные условия для опасной концентрации власти в руках президента, «вымыванию» полномочий других органов в его пользу», – заключили они.