Интернет-пираты становятся все организованнее: Число нелегальных копий фильмов и их просмотров продолжает расти

За первые девять месяцев этого года пираты выложили на русскоязычные сайты 284 новые «экранки», т. е. копии фильмов, нелегально снятые прямо в кинотеатре на профессиональную камеру или на телефон, подсчитала Group-IB. Эта компания специализируется на предотвращении киберпреступлений, в том числе помогает правообладателям защищать свой контент в онлайне. Число «экранок» стало резко расти осенью 2016 г., указывает аналитик Group-IB Дмитрий Тюнькин: за весь 2016 год на русскоязычные сайты было выложено 33 такие копии фильмов, которые только что вышли в прокат, в 2017 г. их стало уже 211, сообщают СМИ.

С начала 2018 г. в прокат в российских кинотеатрах вышло почти 330 новых фильмов, следует из данных журнала «Бюллетень кинопрокатчика». Получается, пользователи могли посмотреть в интернете 85% фильмов этого года практически сразу после начала их проката, или практически все заметные премьеры.

Монетизация пиратства зависит от рекламного трафика, более 75% которого приходится на поисковые системы, считает Group-IB. Суммарный объем трафика видеопиратов за 2017 год вырос на 12%, а количество запросов российских пользователей на бесплатный просмотр фильмов и сериалов в поисковиках составило почти 10 млрд.

Главными рекламодателями пиратов исследователи называют онлайн-казино и игровые сайты. Средний заработок пиратов за 1 тыс. просмотров составляет $3, то есть среднемесячный доход крупных пиратских площадок может достигать $10 тыс.

На создание пиратского ресурса уходит около $240, то есть его окупаемость начинается уже с 80 тыс. просмотров видео. Цена экранной видеозаписи составляет $200–450, оценивают в Group-IB. Новый тренд — появление «экранок» буквально в день премьеры, добавляет господин Бусаргин. Для этого используется разница во времени, например, между Владивостоком и Москвой. В апрельском докладе торгпредстава США о пиратстве также говорилось о росте числа «экранок» в России, хотя приводились другие оценки: 78 таких копий в 2017 году против 63 в 2016-м.

Наказать пирата очень сложно, так как съемкой часто занимаются несовершеннолетние, отмечают в «Каро». Еще чаще контент приходит из-за рубежа и только озвучивается в России, считают в киносети. По оценке ее представителя, пиратство по-прежнему главная болезнь российской киноиндустрии, которая ежегодно теряет на нем около 25–30% потенциальных сборов. В объединенной киносети «Синема Парка» и «Формулы кино» при этом уверены, что количество случаев пиратства сокращается и по итогам 2018 года будет в 1,7–2 раза ниже, чем в 2017 году.

В последнее время борьба с пиратством усилилась на разных уровнях. Крупнейшие телехолдинги вступили в конфликт с «Яндексом», обвиняя его в пиратстве. «Газпром-Медиа» подал заявление в Мосгорсуд, требуя удалить ссылки на нелегально размещенные сериалы из поисковика, а «Яндекс», заявив, что не имеет возможности определить легальность контента, удалил их из выдачи полностью. На этой неделе Минкульт подготовил поправки, ускоряющие процесс блокировки пиратских сайтов с семи до трех дней, а вице-премьер Максим Акимов заявил «Интерфаксу», что антипиратское законодательство требует усовершенствования.

Руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк возражает, что, по данным «множества исследований», пиратство минимально влияет на выручку правообладателей, а в ряде случаев стимулирует продажи. «Правообладателям и мейджорам надо научиться работать с интернет-аудиторией, а не апеллировать к мифическим и ничем не подкрепленным цифрам про упущенную прибыль. Да, они упустили, но вина в этом не интернета и не людей, а их самих»,— категоричен он.

Поделиться