Последние громкие перестановки в высших астанинских кабинетах и уход на пенсию одного из самых известных долгожителей команды Нурсултана Назарбаева Адильбека Джаксыбекова вновь вызвали к жизни вопросы о грядущем транзите власти и возможных досрочных парламентских или президентских выборах. Насколько это вероятно? По словам экспертов, вероятность достаточна высока — в силу сложившейся в Казахстане традиции. Exclusive.kz поговорил с политологами о том, что подготовил новый политический сезон.
Реальность требует отхода от многовекторности
Айгуль Омарова, политолог:
Сомневаюсь, что уход Адильбека Джаксыбекова с поста руководителя администрации президента страны можно рассматривать, как старт транзита. Многие аналитики давно знают: если кому-то обещают долгое пребывание в должности, то за этим последует скорая отставка.
Еще в прошлом году, когда полномочия г-на Джаксыбекова были подтверждены на период до 2020 года, стало понятно, что вскоре он может распрощаться с должностью. Собственно говоря, это и произошло. Вряд ли отставка Адильбека Рыскельдиновича означает, что он вообще уйдет из политики. Скорее всего, через некоторое время он «всплывет» в качестве председателя какого-нибудь фонда или общественного объединения. Вспомним в этой связи Нуртая Абыкаева, который ушел на пенсию, а через некоторое время был назначен руководителем фонда «Отандастар».
Почему было принято решение отправить в отставку Джаксыбекова – нам остается только гадать. Вполне возможно, что это связано с борьбой клановых группировок. Однако может оказаться так, что бывший руководитель АП попросил и сам об отставке для того, чтобы укрепить свои позиции в бизнесе. Напомню, что Адильбек Рыскельдинович до прихода в политику занимался бизнесом и имеет немалый капитал, который требуется сохранять и приумножать.
В то же время нет большого секрета в том, что так называемый транзитный период затянулся. И вероятно, сейчас наступает новый этап, связанный с формированием новой команды главы государства. Мы видим здесь акцент на омоложение лиц в верхних эшелонах власти, свидетельством чему являются все последние назначения. Идут поиски наиболее оптимальной формы передачи власти и сохранения статус-кво.
Рассматривать ли отставку Джаксыбекова как сигнал элитам? Но давайте определимся с понятиями. Что называть элитами? В нашем случае речь, скорее всего, идет о клановых группах влияния. Но тогда стоит заметить, что Адильбек Рыскельдинович не имеет четко определенной принадлежности к тому или иному клану. Он дружен со всеми, а потому перетягивание каната не произойдет. Другое дело, что кланы могут сами броситься в атаку в преддверии перемен, но это уже совсем иная тема.
Ожидают ли нас досрочные выборы в парламент и главы государства? Не думаю, что в ближайшие месяцы это произойдет. Наверное, нужно говорить о весне или осени 2019 года. Сейчас происходит перегруппировка сил. Еще не все кадровые перестановки сделаны. Возможно, с учетом слов президента страны об акценте на региональный уровень, нас ждут новые назначения акимов областей. И только когда они пройдут, могут состояться и выборы.
Предстоящий политический сезон, на мой взгляд, станет одним из самых напряжённых в жизни страны вследствие геополитических реалий, постепенного ухода от привязки к доллару (а это случится), необходимости определения в отношениях в ЕАЭС и так далее. До сих пор многовекторная внешняя политика удавалась Казахстану, но нынешняя реальность требует выбора, с кем и как идти дальше, а это будет сказываться и на внутренней политике.
Политическая оттепель?
Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»:
Уход на пенсию Адильбека Джаксыбекова – достаточно нестандартное событие. Оно проливает свет на многие события предстоящего политического сезона. Главное, что обращает на себя внимание — это «уход по достижению пенсионного возраста» — как бы не первый прецедент в жизни отечественного истеблишмента. Наряду с явным омоложением политического крыла власти этот факт не может не быть сигналом и нам (обществу), и элитам. Центр принятия решений практически открытым текстом сообщает: готовьтесь к изменениям.
Примечательно, что все три кадровых новости неожиданны, по ним почти не было «инсайдов» и все они непосредственно связаны с Астаной как столичным субъектом, а не с министерствами и нацкомпаниями. Прежний градоначальник внезапно уходит на повышение — «рулить» фактическим политическим центром Системы. На его место приходит другой, тоже неожиданный назначенец. И, наконец, уходит (и как уходит!!) из высшей номенклатуры общепризнанный тяжеловес, чей аппаратный взлет неразрывно связан со становлением новой столицы, как и она тоже многим обязана этому главному выходцу из Сары-Арки.
В то же время подчеркнуто технократический профайл обоих «свежих» назначенцев также четко обозначает смысл данного решения. Налицо не перекладывание «гирек» в системе сдержек и противовесов, а решение, направленное на достижение результата.
Новые назначенцы будут не охранять «кресла», а заниматься конкретной работой — координировать сверху давно обещанную властями «промышленную революцию 4.0», расширять «финансово-логистический хаб» в пределах Астаны. Что касается сроков, циклов и прочей скучной политмашинерии. Делать какие-то конкретные политические прогнозы пока рано. Но что абсолютно ясно — весна близко. Замороженный политический ландшафт будет таять. Но конкретную погоду и температуру пока еще прогнозировать невозможно.
Елбасы может руководить страной, не будучи президентом
Казбек Бейсебаев, политолог, экс-дипломат:
Действительно, неожиданный уход Адильбека Джаксыбеков вызывает много вопросов. Он давно в команде президента и после ухода старой гвардии в лице Владимира Ни и других считался самым близким и преданным членом этой команды. Тем более, в прошлом году президент специальным указом продлил его полномочия на нахождение на государственной службе.
Недавно прошла информация о том, как Национальный банк, не предавая огласке, выдал заем на сумму 407 миллионов долларов ЦеснаБанку. К этому банку бывший глава АП и члены его семьи имеют прямое отношение, а его сын возглавляет совет директоров. Возможно, эта непубличная сделка как-то способствовала уходу Адильбека Джаксыбекова. Возможно, замена старого кадра на более молодого в условиях приближающего периода транзита есть начало процесса омоложения команды президента. Но это также можно трактовать по-другому.
Приближающий транзитный период заставляет оглянуться назад, посмотреть на результаты, достигнутые за все годы. Какие результаты от известной формулы «Сначала экономика, а потом политика»? Народ свою часть в плане «не лезть в политику» выполнил. А вот власти выполнили свою часть по экономике? Прямо скажем, здесь нечем особо хвалится. С каждым днем жить становится труднее. Рано или поздно кому-то придется отвечать за невыполненные программы.
С этой точки зрения уход Джаксыбекова своевременный. Скажем так, при таком раскладе лучше вовремя уйти на пенсию. После поправок в Конституцию и принятия конституционного закона о Совете безопасности ключевую роль приобретает секретарь Совбеза. Но это место еще вакантно.
В какой-то степени он становится выше, чем руководитель АП. Поэтому должность секретаря Совбеза гораздо важнее и весомее во властной иерархии Казахстана. На прошлых парламентских выборах 2016 года в парламент прошли самые проверенные люди.
Можно даже сказать, что при их подборе учитывался этот возможный транзитный период. Поэтому нет особой необходимости менять депутатов до истечения срока их полномочий в 2021 году. А вот досрочные президентские выборы исключать нельзя. В пользу это версии говорит факт придания нового статуса Совету безопасности и право Елбасы пожизненно возглавлять СБ.
Теперь по факту Совет безопасности стоит выше всех ветвей власти. Совет безопасности при пожизненном председательстве Елбасы допускает наличие второго президента, поскольку первый президент, являясь Лидером нации, будет стоять выше возможного второго президента. Поэтому исключать досрочные президентские выборы нельзя. Еще одним аргументом стало интервью Председателя Сената, где он допустил, что президент может не участвовать в президентских выборах 2020. Полагаю, что, по замыслу наших политтехнологов, Елбасы может руководить страной, не будучи президентом.
В принципе, ничего нового
Султанбек Султангалиев, политолог:
Уход Адильбека Джаксыбекова с поста руководителя Администрации президента действительно стал главной политической сенсацией этого года. Впрочем, не будем торопиться — вполне возможно, нас будут ожидать еще более громкие сенсации.
Собственно, никто из экспертов, как мне кажется, даже не предусматривал такого варианта, потому что Джаксыбеков на своем посту прекрасно справлялся со своими обязанностями и его рейтинги неизменно оставались высокими. У нас вообще в стране только две структуры традиционно функционируют на добротном уровне — это АП и Комитет национальной безопасности. Сейчас к этим ведомствам можно будет, на мой взгляд, с полным основанием отнести еще и Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Решение по Джаксыбекову, по моему мнению, было принято в очень краткие сроки. Главной причиной, послужившей спусковым крючком для отставки, могло быть только недавно просочившееся в СМИ сообщение о многомиллиардном займе, выделенным Нацбанком «Цеснабанку». Какие-то другие конспирологические версии имеют право на существование, конечно, но видятся мне весьма сомнительными, ведь Джаксыбеков на протяжении долгих лет был одним из самых доверенных лиц в окружении главы государства.
Знаковым также является назначение Асета Исекешева на должность руководителя АП. Но моя интерпретация несколько другая: да, в плане выстраивания диалога с обществом — это сильный ход, но есть и другой аспект. Наиболее вероятным кандидатом на должность, по всем параметрам, должен был быть опытнейший и влиятельный Марат Тажин, однако его назначения не произошло, так как в этом случае АП продолжало бы играть ключевую роль во внутренней политике страны. Следовательно, мы можем высказать догадку о том, что сейчас, вполне в духе модернизации политической системы, меняется роль госструктур с приоритетом в пользу Совета безопасности.
Временем старта транзита можно назвать поправки в Конституцию, принятые в марте 2017 года, когда произошло перераспределение части полномочий между ветвями власти. Конечно, в текущей ситуации эти поправки в реальном контексте ничего не значат, но со временем войдут в практику политической жизни и окажут большое влияние на всю систему государственного управления.
Я бы не связывал перестановки только лишь с ожиданием электорального цикла и подготовкой к нему. На самом деле всё намного глубже — создается принципиально новый расклад элитных групп и фигур, которые эти группы возглавляют. И именно этим группам, как предполагается, и суждено будет управлять общественно-политическими и экономическими процессами в постназарбаевскую эпоху. То есть то, что мы наблюдаем сейчас — это не тактические ходы президента, а начало реализации его стратегических замыслов с охватом перспективы на десятилетия вперед.
Ну а избирательные кампании нас ждут неизбежно — это досрочные выборы в нижнюю палату парламента, которые возможно постараются совместить с внеочередными выборами депутатов местных представительных органов власти — маслихатов по новой избирательной системе. Во-первых, с целью экономии бюджетных средств, а во-вторых, в круговерти предвыборных программ, партийных списков и агитационных материалов легко запутать и нашего наивного избирателя, и иностранных наблюдателей.
Это очень прагматичный технологический ход: если бы передо мной стояла задача обеспечить и явку, и необходимый результат, не прибегая к админресурсу, я бы выбрал именно такой вариант.
Что касается президентских выборов, то в них нет никакой необходимости. Если действующий глава государства решит сложить с себя полномочия и перейти к новому формату своей деятельности, а именно в качестве Лидера нации и руководителя Совета Безопасности, то в должность президента автоматически, согласно Конституции, вступает спикер Сената Парламента, который будет исполнять обязанности президента до окончания конституционных срока полномочий.
Сейчас вся публичная интрига заключается в том, кто будет руководителем Сената — Касым-Жомарт Токаев или же новое лицо. Но и это не главное, потому что существует еще одно глубоководное «дно» казахстанской политики, где плавают и выясняют отношения самые мощные и перспективные фигуры.
Прежде всего, продолжатся дальнейшие перемещения ключевых фигур, которые закончатся в октябре, потому что их у нас не так уж и много. И проблема заключается в том, что за кочующими новыми министрами и акимами потянутся журавлиные стаи их команд, что сделает недееспособным и без того малоэффективные аппараты ведомств и акиматов на три-четыре месяца.
С конца сентября начнется активизация тех политических партий, которые находились в анабиозном сне.
Далее будет заявлено о самороспуске маслихатов под благими предлогами, примеру которого самоотверженно последует Мажилис.
В принципе, ничего нового.