По ряду причин соцсеть «Фейсбук» оказалась неспособной быстро удалять разжигающие ненависть посты на бирманском языке, пишет BBC.
Теперь международные организации напрямую обвиняют ее в разжигании ненависти к мусульманам-рохинджа, что впоследствии привело к их изгнанию из Мьянмы.
«Боюсь, что «Фейсбук» теперь превратился в чудовище, хоть изначально компания совсем этого не хотела», — заметил специальный докладчик ООН по правам человека в Мьянме Янги Ли.
Компания Facebook признает неудачи и перешла к решению проблем. Но как ее мечта о том, чтобы построить более открытое и единое общество, провалилась в одной конкретной южноазиатской стране?
…И пришёл «Фейсбук»
«Сейчас все пользуются интернетом», — говорит Тет Свей Вин, директор организации Synergy, целью работы которой является гармонизация отношений между различными этническими группами в Мьянме.
Еще пять лет назад в стране все было иначе.
Внешнее влияние было сведено к минимуму в течение более чем 20 лет, пока у власти находились военные.
Когда в прошлом опальная правозащитница Аун Сан Су Чжи стала де-факто лидером Мьянмы, в стране многое изменилось: правительство начало либерализацию бизнеса, в том числе — сектора телекоммуникаций.
По словам Элизабет Марнс из благотворительного фонда при Би-би-си, перемены удивили своей скоростью.
«SIM-карта стоила около 200 долларов, — говорит Марнс. — Когда в 2013 году власти открыли рынок для международных телекоммуникационных компаний, SIM-карты упали в цене до 2 долларов. Все стало невероятно доступным».
После того, как люди стали массово покупать недорогие телефоны и дешевые симки, бирманцам резко понадобилось одно приложение — «Фейсбук».
Почему? Дело в том, что Google и некоторые другие крупные интернет-порталы не поддерживали бирманский алфавит, а у «Фейсбука» с этим проблем с самого начала не было.
«Покупая смартфоны с доступом в интернет, бирманцы выходят из салонов связи уже с фейсбучным приложением в телефоне», — отмечает Марнс.
Как говорит Тет Свей Вин, у не привыкших к цифровым технологиям жителей страны не было иммунитета к дезинформации и навыков безопасного пользования интернетом.
Межэтнические столкновения
Из 50 млн населения около 18 млн бирманцев являются постоянными пользователями «Фейсбука».
Но эта соцсеть и телекоммуникационные компании, которые открыли гражданам Мьянмы окно в мир, не учитывали сложную межэтническую и межконфессиональную обстановку в стране — по крайней мере, на первых порах.
Например, мусульмане-рохинджа не имеют бирманского гражданства, и многие представители буддийского правящего класса намеренно называют их бенгальцами.
Прошлогодняя военная операция в северо-западном штате Ракхайн, по словам правительства, была направлена на борьбу с боевиками.
Это привело к тому, что более 700 тысяч человек бежали в соседнюю Бангладеш: согласно ООН, это самый быстрорастущий кризис в мире.
В докладе ООН сказано, что генералитет бирманской армии должен быть привлечен к ответственности за преступления против человечности в Ракхайне. Но правительство Мьянмы отвергает все обвинения.
«Facebook как оружие»
Сочетание этнической напряженности и быстро развивающихся социальных сетей оказалось взрывным.
Тет Свей Вин пришел в ужас от постов, в которых он видел призывы к насилию над рохинджа.
В августе расследование Рейтер нашло более тысячи бирманских постов, комментариев и даже порнороликов, пронизанных ненавистью к рохинджа.
«Честно говоря, я думал, мы найдём не более пары сотен картинок», — говорит репортер Рейтер Стив Стеклоу, который работал над этой темой с бирманскими коллегами.
По словам Стеклоу, некоторые из материалов были чрезвычайно жестокими, и он даже спрашивал у других журналистов, не хотят ли они прервать работу над материалом.
«Когда я отправил материал в компанию Facebook, я написал предупреждение по электронной почте, что это очень тревожные вещи, которые следовало бы удалить», — говорит журналист.
В некоторых из собранных Рейтер постах о рохинджа говорилось как о собаках и свиньях.
«Это дегуманизация людей, — приходит в ужас Стеклоу. — Это путь к геноциду, некоторые из комментаторов мусульман за людей не держат».
Нехватка персонала
Все примеры, собранные агентством Рейтер, явно противоречат правилам соцсети «Фейсбук».
Все эти сообщения были удалены после расследования, хотя Би-би-си с тех пор удалось обнаружить другой подобный контент.
Так почему же в социальной сети не сразу поняли, что она используется для разжигания вражды?
Одна из причин, по мнению Марнса, Стеклоу и других, заключалась в том, что компания испытывала трудности с толкованием определенных слов.
Например, одно конкретное расистское оскорбление — «калар» — может быть весьма уничижительным термином, используемым в отношении мусульман, или же иметь другое, невинное значение.
В 2017 году корпорация внесла этот термин в список обсценной лексики, подлежащей удалению, но позже отозвала запрет из-за двойного значения слова.
Были также проблемы с программным обеспечением: многим пользователям мобильных телефонов в Мьянме непросто было отправить в компанию жалобу на оскорбительный контент.
Но была и гораздо более фундаментальная проблема — отсутствие модераторов, знающих бирманский язык.
Согласно Рейтеру, в 2014 году у компании был только один такой сотрудник, через год их стало четыре.
В настоящее время у компания уже 60 модераторов, а к концу этого года их число должно увеличиться до 100.
Тревожные звонки
После резкого роста бирманского сегмента «Фейсбука» компания получила несколько предупреждений от пользователей о том, что платформа используется для разжигания ненависти к рохинджа.
В 2013 году австралийский режиссер и автор документальных фильмов Эла Кэллан подняла вопрос на встрече с топ-менеджером Facebook.
В следующем году докторант Мэтт Шисслер также общался с сотрудниками компании, в результате чего некоторые посты были удалены.
А в 2015 году предприниматель Дэвид Мэдден отправился в штаб-квартиру Facebook в Калифорнии, чтобы рассказать руководству о разжигании ненависти в Мьянме.
«Их предупреждали много раз, — сказал Мэдден в беседе с Рейтер. — Это звучало яснее некуда, но они не предприняли необходимых шагов».
Удаление аккаунтов
Facebook не ответил на запросы Би-би-си, но с прошлого года компания предприняла некоторые меры.
В августе соцсеть удалила 18 учетных записей бирманских чиновников. Также была закрыта одна учетная запись в «Инстаграме».
Компания тогда сообщила об обнаружении доказательств того, что многие из этих лиц и организаций совершили серьезные нарушения прав человека в стране или потворствовали им.
На заблокированные страницы в общей сложности были подписаны почти 12 миллионов человек.
В январе был удален аккаунт радикального буддистского монаха-исламофоба Ашина Вирату.
«Слишком медленно»
Руководство компании Facebook признало, что в бирманском секторе соцсеть слишком медленно предотвращала дезинформацию и ненависть.
Тема разжигания ненависти на платформе снова стала актуальной в начале сентября, когда главный исполнительный директор корпорации Шерил Сандберг предстала перед сенатом США.
«Ненависть противоречит нашей политике, и мы принимаем решительные меры для ее устранения. Мы очень заботимся о гражданских правах», — утверждала она.
Когда в апреле перед конгрессом выступал основатель компании Facebook Марк Цукерберг, его спросили о событиях в Мьянме.
Он ответил, что помимо найма большего количества бирманских модераторов компания также работает с местными интернет-активистами для определения «конкретных показателей борьбы с ненавистью» на будущее.
Элизабет Марнс, считает, что, хотя «Фейсбук» в Мьянме сейчас находится под пристальным вниманием общественности, это лишь часть гораздо более широкой проблемы.
«Мы живём в мире, в котором контент в социальных сетях напрямую влияет на реальную жизнь людей. Это влияет на то, как люди голосуют. Это влияет на то, как люди ведут себя по отношению друг к другу, и это может порождать насилие и конфликты», — говорит она.
«Международное сообщество сейчас понимает, что необходимо просчитывать последствия применения технологий и понимать, что и как происходит в социальных сетях в разных странах», — резюмировала Марнс.