Вложения в технологии искусственного интеллекта на ранних этапах уже начали окупаться. Инвестиции приносят первые результаты, а выручка растет. Исследование MIT Sloan Review доказывает, что для многих компаний ИИ — это уже реальный инструмент заработка, пишет «Хайтек+».
Аналитики MIT Sloan Review совместно с Boston Consulting Group опросили более 3 тысяч топ-менеджеров крупных компаний, чтобы изучить их подход к искусственному интеллекту. В опросе участвовали руководители предприятий из 126 стран, среди них представители концерна Daimler, банка ING и авиакомпании United Airlines.
В зависимости от оценки и использования ИИ авторы исследования поделили компании на «пионеров», «экспериментаторов», «испытателей» и «пассивных наблюдателей». Большинство предприятий (34%) попали в последнюю категорию. Они не интересуются новыми технологиями и предпочитают пользоваться чужими наработками. Вторая по величине категория — это «испытатели» (33%).
«Пионеры» (18%) оказались на третьем месте, но именно на них аналитики акцентирует внимание. Пока остальные компании только присматриваются к роботам и алгоритмам, первопроходцы вкладывают в них крупные суммы. Причем инвестиции растут с каждым годом.
Опрос показал, что 88% «пионеров» вложило в ИИ больше денег, чем годом ранее. В первую очередь они инвестируют в технологии, перспективных специалистов и наборы данных для обучения алгоритмов.
Важно, что уже сейчас инвестиции окупаются, а выручка растет. «Многие компании к своему удивлению обнаружили, что внедрять ИИ на самом деле просто, а первые результаты появляются быстро», — отмечают авторы исследования.
Большинство компаний-«пионеров» (72%) рассчитывают, что в ближайшие пять лет выручка будет расти благодаря ИИ. При этом только треть надеется, что алгоритмы помогут снизить издержки.
Эксперты подчеркивают, что искусственный интеллект давно вышел за рамки лабораторных экспериментов и стал широко применяться в различных отраслях. Более того, технология уже приносит реальную выгоду.
Особый путь Китая
Аналитики отдельно изучили ситуацию на китайском рынке и увидели иную картину. Компании-первопроходцы вкладываются в ИИ более агрессивно, но при этом их меньше интересуют новые источники доходов. В основном китайские предприятия хотят сократить издержки. Однако им мешает отсутствие талантливых специалистов и четкой бизнес-стратегии.
Китай также делает большую ставку на автоматизацию труда.
Две трети китайских «пионеров» уверены, что штат сотрудников сократится за счет внедрения ИИ. В Европе так считает лишь 32%, а в США — половина респондентов.
Охват ИИ также растет, причем автоматизация труда и, как следствие, сокращение издержек на зарплаты стоит далеко не на первом месте. Большинство компаний, как оказалось, делают ставку на новые сервисы и продукты, способные принести дополнительную прибыль.
Несмотря на это, в долгосрочной перспективе тотальная автоматизация труда неизбежна. По прогнозам ВЭФ, к 2022 году автоматизация уничтожит 75 млн рабочих мест, создав при этом в два раза больше новых. Однако позиции на рынке труда распределятся неравномерно, и работники с низкой квалификацией рискуют остаться не у дел. Это касается не только старшего поколения, но и молодежи. По оценкам аналитиков Deloitte, лишними на рынке труда окажутся до 2 млрд молодых людей.