В конце прошлой недели стала известна сенсационная новость. В Туркестанской области готовятся к первой в стране химической кастрации, применяемой к осужденным за педофилию. Закон, который был принят больше двух лет назад и нормы которого в отношении преступников, посягнувших на половую неприкосновенность несовершеннолетних, начали реализовываться только с января этого года, перестает быть «сборником теории» и переходит в область практики. Об этом пишет Сamonitor.kz:
В конце прошлого года депутат мажилиса Загипа Балиева на все страну заявила: «Педофилия в стране процветает», подкрепив этот печальный вывод конкретными фактами. И действительно, несмотря на некоторые скачки то в плюс, то в минус, статистика по этим видам преступлений продолжает оставаться тревожной (что отражает таблица).
Но вполне может быть, что именно создаваемый сегодня прецедент, по факту позволит статистической кривой начать устойчиво сползать вниз. По крайней мере, разработанные законодателями меры и принятые в республике нормативные правовые акты нацелены как раз на это.
Так, в апреле 2016 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребёнка». Благодаря его нормам в Казахстане было принято решение позвергать педофилов химической кастрации. Многие другие законодательные акты республики в связи с этим также претерпели изменения.
Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», например, четко закрепил понятие химической кастрации ( это – «прием препаратов, снижающих половое влечение, осуществляемый на основании решения суда медицинской организацией»), вид используемого лекарственного препарата, периодичность его введения в рамках установленного судом срока действия меры уголовно-правового воздействия, а также порядок применения данной меры, которые определяются уполномоченным органом по согласованию с Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел.
Уголовный кодекс определяет круг лиц, которые могут быть подвержены процедуре химической кастрации — «старше восемнадцати лет, совершившим уголовное правонарушение против половой неприкосновенности несовершеннолетних».
При этом в УК уточняется, что целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых противоправных деяний.
Не менее важная поправка касается наказания за уклонение лица, осужденного за уголовные правонарушения против половой неприкосновенности несовершеннолетних, от применения к ним принудительных мер медицинского характера – до одного года лишения свободы.
Что касается непосредственно самой процедуры кастрации, то она будет проводится либо в тюрьмах для отбывающих наказание педофилов, либо в амбулаториях, которые предоставляют психиатрическую помощь – для уже освобожденных. Лицам, в отношении которых судом определена мера принудительной химической кастрации внутримышечно будет колоться стероидный антиандроген «Ципротерон». Кратность введения препарата — каждые 10-14 дней. Не так давно, по комментариям представителей Министерства здравоохранения стало известно, что цена данного препарата составляет около 11,5 тысяч тенге, а примерная стоимость лечения одного педофила в течение года обойдется бюджету в сумму порядка 126 тысяч тенге.
Согласно приказа министра здравоохранения, определяющего правила применения химической кастрации, лечебно-профилактическое учреждение Управления исполнения наказания не реже одного раза в шесть месяцев от начала проведения первой процедуры химической кастрации, организует обследование подвергшегося ей лица на определение уровня гормонов, для получения физикальных данных и общеклинических анализов. Администрация лечебно-профилактического учреждения создает специальную психиатрическую комиссию в составе психиатра, эндокринолога, уролог и терапевт, в ходе которой и решается, необходимо ли продление осужденному химической кастрации, после чего соответствующие материалы передаются в судебные органы. Иная схема действует в отношении освободившихся из мест заключения педофилов, в отношении которых приговором суда назначена принудительная химическая кастрация. Организации здравоохранения в течение пяти дней с момента его освобождения ставят его на учет. Раз в месяц педофила осматривает врач амбулаторно-поликлинического подразделения психиатрической организации, составляет индивидуальный график периодичности введения антиандрогенного препарата лицу, копия которого передается участковому инспектору полиции, осуществляющего профилактический контроль. Дальше – все тоже самое: заседание комиссии, новый суд. Но даже если суд решает отменить меру принудительной химической кастрации для того или иного педофила, он все равно не выпадает из поля зрения специалистов. Он продолжает находиться под наблюдением врача-психиатра.
Стоит отметить, что Казахстан в борьбе с педофилами не в первый раз старается перенять самый прогрессивный мировой опыт и имплементировать его в отечественное законодательство. За примерами далеко ходить не надо.
Уже почти три года в республике на портале Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК в разделе «Геоинформационные системы» реализуется проект под названием «Карта лиц, совершивших насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних». Это – электронная карта, на которой отображены данные о преступниках (фото, Ф.И.О., дата рождения, адрес проживания и сведения о судимости). Их можно увидеть, кликнув на определенный регион на карте.
Обеспечить такой уровень доступности для населения информации о преступниках – педофилов Казахстан подтолкнула аналогичная практика, показавшая результативность в разных странных мира. Например, в США, под эгидой Министерства юстиции работает сайт «www.nsopw.gov», где можно как получить информацию о проживающих поблизости педофилах, так и сведения о превентивных мерах, задать интересующие вопросы и получить на них ответы. На официальном сайте Совета Европы (www.coe.int) запущен раздел «One in Five», посвященный противодействию сексуальному насилию в отношении детей. В России успешно работает проект «Безопасное детство», в рамках которого функционирует сайт «www.pedofilov.net», горячая линия «Сдай педофила», а также работает мониторинговый центр по выявлению опасного и запрещенного законодательством контента.
Реализация подобного проекта в Казахстане, по мнению, неоднократно высказываемому представителями органов прокуратуры, способна предупредить новые случаи преступлений.
Кроме того, Казахстан планомерно движется в сторону ужесточения наказания за насилие, домогательства сексуального характера в отношении несовершеннолетних, пропаганду, эксплуатацию сайтов, а также интернет-ресурсов, содержащих детскую порнографию. В частности, на законодательном уровне был введен запрет на условное осуждение, амнистию, освобождение от ответственности в связи с деятельным раскаянием и примирением, условно-досрочное освобождение, замену наказания более мягким видом в отношении лиц, совершивших такие преступления.
Предусмотренная в казахстанском законодательстве ответственность за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних самая суровая – вплоть до пожизненного лишения свободы (с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Примечательно, что несут ее не только педофилии, но и родители, педагоги и иные лица, несущие обязанности по воспитанию детей. Стоит отметить и то, что осужденным за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних перед их освобождением назначается обязательная судебно-психиатрическая экспертиза для определения возможного рецидива и принятия предупредительных мер. Также после освобождения законом в отношении них устанавливаются ограничения в виде запрета приближения, пребывания, выезда, а также расселения в определенных местах и к определенным категориям лиц.
Но все же, специалисты уповают в большей мере не на ужесточение наказания за педофилию, а на профилактику и предотвращение такого рода преступлений. И состоявшийся в скором времени в Казахстане первый акт химической кастрации должен сыграть в этом процессе не последнюю роль. Об этом, как минимум, говорит опыт таких стран как США, Франция, Бельгия, Германия и другие. Рассчитывает на положительный эффект от применения этой меры в Казахстане и государство. По крайней мере, в этом году на закуп антиандрогенного препарата из бюджета было выделено свыше 9,6 миллионов тенге на проведение химической кастрации 77 осужденных. В следующем году сума увеличится до 19 миллионов тенге. Ее хватит на проведение процедуры химической кастрации для 152 осужденных. В 2020 году на эти цели будет потрачено уже почти 30 миллионов тенге, а число осужденных, которым суд в принудительном порядке предписал снизить половое влечение, достигнет 232 человек.