«Когда мы говорим о каннибализме, то речь не всегда идет о крайних мерах, как если бы животное застряло в ловушке или пыталось истребить конкурентов», говорит Билл Чатт, автор новой книги «Cannibalism: A Perfectly Natural History». Книга описывает взаимоотношения между теми видами животных, для которых поедание своих партнеров после спаривания является обычным делом, пишет «Популярная механика».
Для тех же, кто не может осилить целую книгу, мы подготовили краткую выжимку о трех наиболее кровожадных созданиях:
Богомолы
https://youtu.be/KYp_Xi4AtAQ
О пикантных особенностях спаривания богомолов знают даже дети. Впрочем, самки пожирают самцов далеко не всегда и, согласно Чатту, сытые самки в одном из трех случаев просто отпускают партнера на волю. Это правило действует для всех видов этих насекомых, как в дикой природе, так и в неволе. Самцы азиатских же богомолов и вовсе приспособились вести себя так, чтобы уцелеть после спаривания, а потому в их среде каннибализм практически отсутствует как явление.
Интересно то, что некоторые богомолы даже после смерти продолжают совершать фрикции. Более того: обезглавливание может вызвать непроизвольное, сильное спазматическое сокращение брюшной полости, что увеличивает вероятность успешного оплодотворения. Согласно этому наблюдению, каннибализм — это зачастую мера для сохранения видовой популяции, каким бы странным и противоестественным это не казалось.
Пауки
Некоторые самки пауков, в том числе и близкий родственник черной вдовы, австралийская вдова (Latrodectus hasselti), часто поедают крошечных партнеров во время сложных брачных игр. Самцы, у которых нет половых органов, выделяют сперму с помощью специальных придатков, для чего паук сначала переворачивается и потом помещает свое брюшко на лицо самки, чтобы она извлекла семенной материл. После того, как со спариванием покончено, самка обвивает самца всеми лапами, впрыскивает в него желудочный сок, после чего высасывает разжиженные внутренности партнера.
Какие же преимущества в том, чтобы становиться обедом для возлюбленной? Чатт рассказывает, что подобная стратегия позволяет извлекать максимальное количество семени и, как следствие, увеличивает шансы на размножение. Впрочем, автор напоминает, что это пауки, а не люди, так что судить их по меркам человеческой морали не стоит.
Слизни
Банановые слизни из рода сухопутных легочных улиток Ariolimax — гермафродиты, а потому обладают как женскими, так и мужскими половыми органами. Совокупление двух слизней представляет собой процесс проникновения одного, а иногда и двух мужских органов в женские. Проблема в том, что стенки влагалища очень тугие, а потому высвободить свой пенис получается не у каждого слизня. После нескольких часов спаривания, слизень, желающий освободиться от объятий партнера, может и отгрызть тому половой орган, поскольку в противном случае оба обречены на голодную смерть.
Некоторые ученые полагают, что подобный акт принудительной кастрации является не отчаянной мерой, но одной из форм естественного отбора. Тот, кто покидает место спаривания с тем же набором гениталий, с которым пришел туда, остается эволюционным победителем. Об этом пишет Кассандра Виллярд для блога Last Word on Nothing. Тем не менее, это спорно исследование, и достаточного количества доказательств в пользу этой теории предоставлено не было.
Заключение
Стоит отметить, что и другие виды животных (осьминоги, насекомые, амфиподы и т. д.) поедают друг друга во время или после спаривания, так что подобная стратегия в живой природе отнюдь не редкость. Как бы то ни было, «Популярная механика» настоятельно не рекомендует вам экспериментировать подобным образом — сексуальное поведение высших приматов строится по совершенно иным принципам, о которых мы обязательно расскажем в будущем.