Небезызвестные Толстуновы вынашивают план по возвращению в Кыргызстан?

Автор -
744

Правоохранительные органы Кыргызстана начали проверку законности приобретения аэропортом «Манас» акций ЗАО «Манас менеджмент». Эта сделка не первый год будоражит умы политиков и бизнесменов. Причем, не только местных.

Оно и неудивительно. Ведь «Манас менеджмент» сегодня одна из самых успешных компаний. Стараниями нынешнего руководства прибыль компании постоянно растет. В 2015 году, когда 100% акций ЗАО перешли аэропорту «Манас», его прибыль составляла около $1 млн в год. Сегодня она выросла втрое, ежегодно компания зарабатывает свыше $3 млн. Прибрать такой лакомый кусок желают не только местные, но и бизнесмены из-за рубежа, репутация которых оставляет желать лучшего.

О братьях Толстуновых, Василие и Сергее, в СМИ Кыргызстана писали не раз. Печальную славу в стране они обрели еще в начале 90-х. Об их сомнительных делах известно давно. Тогда же они перебрались в Австрию. Но и сегодня из Вены они не оставляют попыток прибрать к рукам бизнес в Кыргызстане.

К компании «Манас менеджмент» они тоже имеют самое прямое отношение.

В апреле 2015 года фирма братьев Толстуновых — T&F Trade&Finance владела 80% акций ЗАО «Компания Манас менеджмент». Они обратилось в ОАО «Международный аэропорт «Манас», являющегося на тот момента вторым акционером ЗАО, с извещением о намерении продать принадлежащие ей акции и предложила аэропорту воспользоваться преимущественным правом их купить. Руководство ОАО «МАМ» согласилось. Сделка состоялась в июле 2015 года. Аэропорт приобрел 80% акций за $12 млн и стал единственным владельцем и акционером «Манас Менеджмент».

Следует отметить, что изначально T&F Trade&Finance хотела за свои акции больше $21 млн. И за эту сумму даже были желающие приобрести их: шли переговоры с турецкой Çelebi. Но тогдашнему руководству ОАО «МАМ» удалось «сбить» цену и купить прибыльную компанию почти вдвое дешевле.

«ЗАО «Компания «Манас менеджмент» образована в 1998 году. На сегодня одной из основных целей работы ЗАО «Компания «Манас менеджмент» является создание на базе ОАО «МАМ» условий, связующих страны СНГ с рынками Центральной Азии, Тихоокеанского региона, Дальнего Востока и Европы. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что компания «Манас менеджмент» — это не только центр бортового питания, как утверждают некоторые «доброжелатели», это еще и большой воздушно-грузовой центр, оснащенный всеми необходимыми специализированными сооружениями и оборудованием для эффективного и своевременного обслуживания воздушных судов. По сути, мы выгодно приобрели уже хорошо раскрученный бизнес», – рассказал недавно в интервью председатель правления ОАО «МАМ» Эмир Чукуев.

В настоящее время правоохранительные органы КР проводят проверку по факту покупки акций. У следствия возникают вопросы о целесообразности приобретения «Манас менеджмент».

Между делом, поднимается и вопрос о возврате компании братьям Толстуновым, в случае, если они вернут выплаченную им сумму, то есть те самые $12 млн. Однако никто не задумывается (или намеренно опускает эти моменты) о том, что $12 млн компания стоила три года назад, когда ее прибыль составляла около $1 млн. Сегодня она зарабатывает $3 млн, соответственно, и цена самой компании выросла вдвое, как минимум. Таких результатов удалось добиться не без усилий менеджеров ЗАО и продуманной политики руководства аэропорта, которое часть прибыли компании оставляет ей на развитие.

А не забирает, как это делал T&F Trade&Finance. Это все равно, что продать курицу за рубль, а теперь, когда эта «курица» начала нести золотые яйца, прежние владельцы хотят вернуть ее? Не исключено, что после возврата себе компании австрийцы потребуют выплатить им дивиденды за три года. Это бременем ляжет на плечи ОАО «МАМ», а соответственно, бюджет страны, поскольку фактическим владельцем контрольного пакета акций аэропорта «Манас» является государство.

При этом, выплачивать Кыргызстану проценты за пользование в течение трех лет 12 миллионами долларов, полученными от продажи компании, они вряд ли станут. Поэтому и создается впечатление, что раздуть скандал с покупкой акций выгодно самим братьям Толстуновым небезызвестных и наследивших ранее в нашей стране.

Из СМИ также известно, что братья Толстуновы, после продажи акций ЗАО «Манас менеджмент» пытались наладить свой бизнес в соседнем Казахстане. Однако дела там не заладились, соседи оказались более расторопными и вовремя поняли, что лучше не связываться с братьями с сомнительной репутацией. После фиаско в Казахстане, они хотят вернуться в родной Кыргызстан и снова начать выкачивать деньги из нашей страны.

Досадно, что в этой борьбе за «жирный кусок» участвуют и правоохранительные органы КР. Они оказываются вовлеченными в реализацию мошеннических схем. Обращаясь с надуманными заявлениями и подставляя кыргызских силовиков, братья Толстуновы не раз пытались воплотить свои сомнительные планы. Так было и с их бывшими партнерами по ЗАО «Транс Азия Экспресс», где в чисто гражданский спор между акционерами, они вовлекли правоохранительные органы КР. Это еще раз подтверждает доводы о ситуации, которая сейчас складывается вокруг ОАО «МАМ»: опять проверки, обыски, привлечение силовиков.

«Транс Азия», аэропорт… Кто следующий?

Стоит надеется, что в этот раз, наша страна окажется умнее и не допустить возврата братьев Толстуновых, которые уже, как писали ранее многие СМИ, выкачали с нашей маленькой Республики более $20 млн.

Айнура Эсентурова, независимый эксперт

Поделиться