Конституционная палата Верховного суда рассмотрела дело о проверке конституционности статьи 12 Закона «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики» и вынесла решение, что оспариваемая норма противоречит части 3 статьи 16 Конституции КР в той мере в какой эта норма не предусматривает процедуру привлечения к ответственности экс-президента за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента. Оспариваемая норма регламентировала вопросы неприкосновенности экс-президента.
Свое решение Конституционная палата обосновала следующими выводами:
- Одним из неотъемлемых принципов правового государства является принцип равенства всех перед законом и судом (часть 3 статьи 16 Конституции);
- В тоже время Конституция допускает некоторое отступление от принципа равенства в целях выполнения конституционно значимых задач, затрагивающих публичные интересы. Такое отступление возможно в связи необходимостью предоставления правового иммунитета отдельным должностным лицам, обладающим конституционно-правовым статусом и выполняющим государственно значимые функции.
Глава государства соответственно его конституционно-правовому статусу наделен таким объемом полномочий, который обеспечивает единство и устойчивость системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
В связи с чем, в силу содержания и характера задач, возложенных на главу государства, Конституция предоставила ему правовой иммунитет посредством установления особого порядка привлечения его к ответственности.
Неприкосновенность экс-президента является логическим продолжением и неотъемлемым элементом конституционных положений по предоставлению правовых гарантий действующему главе государства. Поэтому, предоставление правового иммунитета лицу, прекратившему полномочия Президента, установленные статьей 12 Закона «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики», выступает в качестве правового инструмента в обеспечении эффективного функционирования института президентства и не противоречит Конституции.
Конституционная палата также отметила, что правовой иммунитет экс-президента должен иметь конкретные правовые рамки, а итоговое решение о его преодолении, независимо от предварительных процедур, должно быть не менее сложным, чем принятие решения об отрешении от должности действующего президента, иначе рассматриваемый правовой механизм утратит свое первоначальное предназначение, заключающееся в выполнении публичной, конституционно значимой задачи по обеспечению деятельности президента.
В этой связи, Конституционная палата, признавая оспариваемую норму неконституционной, в части отсутствия процедуры преодоления неприкосновенности экс-президента, поручила правительству инициировать изменения в Закон «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики», вытекающие из мотивировочной части принятого решения.