Аналитический портал Института Центральной Азии и Кавказа и Программы изучения Шелкового пути — Объединенного центра, связанного с Советом по внешней политике США в Вашингтоне и Институтом безопасности и политики развития в Стокгольме (www.silkroadstudies.org), опубликовал статью «Транзитное Соглашение США-Казахстан сталкивается с вызовами со стороны России» (U.S.-Kazakhstan Transit Agreement Faces Challenges From Russia), подготовленную Нурланом Алиевым, научным сотрудником Института международных отношений Варшавского университета. Статья, как пишет «Каспийские вестник» отражает западный взгляд на одно из самых громких событий 2018 года на Каспии — заключение новых договоренностей между США и Казахстаном о включении портов Актау и Курык в маршрут транспортировки грузов США в Афганистан:
В ходе встречи министров иностранных дел стран-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Алматы 11 июня 2018 года министр иностранных дел России Сергей Лавров проинформировал своего казахстанского коллегу об опасениях Москвы по поводу военно-логистического планирования США с участием Казахстана и биологических лабораторий в стране.
Протест вызван подписанием 5 мая президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым поправок к американо-Казахстанскому соглашению 2010 года о коммерческом железнодорожном транзите специальных грузов в Афганистан через Казахстан, которые позволяют США использовать территорию Казахстана для поставок своих грузов в Афганистан.
Обмен нотами состоялся накануне Пятого каспийского саммита, где главы пяти прибрежных государств подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, согласно которой нерегиональные государства не могут развертывать свои вооруженные силы в регионе.
Справка: с начала операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане, в США используется несколько воздушных и наземных маршрутов для поставок в войска. Несмотря на официальную поддержку Москвой контртеррористической операции США после 11 сентября, Россия рассматривала использование США военных баз или территорий в Центральной Азии и на Кавказе как угрозу и стремилась контролировать военное сотрудничество этих стран с США. Одновременно временно разрешая транспортировку по российской территории. Указ, подписанный премьер-министром Дмитрием Медведевым в июне 2012 года, разрешил НАТО использовать «комбинированные транзитные» маршруты, включая железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт.
Чтобы удовлетворить возросшую потребность в нелетальных поставках в Афганистан после 2009 года и уменьшить зависимость от линий снабжения от Пакистана, американские планировщики открыли Северную распределительную сеть (СРС), серию коммерческих логистических договоренностей, связывающих балтийские и каспийские порты с Афганистаном через Россию, Центральную Азию и Кавказ.
Несмотря на то, что российские чиновники поддерживали СРС, она воспринималась в России довольно неоднозначно и была предметом протестов со стороны нескольких националистических групп, а также части общественности.
Например, план создания транзитно-логистического центра НАТО в Ульяновске в 2012 году вызвал общественные протесты в городе. После «вмешательства» России в дела Украины и последующих западных санкций российское правительство закрыло российскую часть СРС в 2015 году.
Решения Президента Трампа увеличить американский военный контингент в Афганистане, продолжить санкции США против России и приостановить военную помощь Пакистану, подчеркнули необходимость расширения альтернативного транзитного маршрута из Грузии через Азербайджан, Каспийское море и Восточный Казахстан в Узбекистан, который имеет железнодорожное сообщение с северным Афганистаном. Действительно, Афганистан был главной темой встречи президентов США и Казахстана в январе 2018 года.
Ратификация казахстанским парламентом в апреле поправок к соглашению об использовании казахстанских портов американскими военными в Каспийском море вызвала обеспокоенность у российских экспертов и СМИ, спровоцировав кампанию по обсуждению «измены Астаны».
С тех пор в ряде российских СМИ появился пугающий прогноз о будущем появлении американских военных баз в Каспийском море. В этих сообщениях принятое Сенатом Казахстана решение об использовании портов Актау и Курык для транзита спецгрузов США в Афганистан расценивалось, как появление «баз Пентагона и его союзников» на Каспии.
Также подчёркивалось, что это решение говорит о повороте Казахстана в сторону США, а перспектива появления американских судов, перевозящих военные или невоенные грузы в Каспийском бассейне, расценивалась, как крайне нежелательная. Маршрут через черноморские порты в Азербайджан и на Каспий изображен как полностью «нелогичный» логистический путь, делающий нынешнее соглашение «военно-политическим продвижением американских интересов».
Перспективы: в то время как протокол был подписан в 2017 году, американо-казахстанские переговоры о возможности использования Актауского порта в качестве транзитного пункта начались в 2013 году. Москва обеспокоена тем, что соглашение увеличит роль Вашингтона в регионе, а помощь США может обеспечить укрепление военно-морского флота Казахстана, которое бросит вызов собственному военно-морскому присутствию России на Каспии.
И наоборот, Астана стремится сбалансировать свою внешнюю политику, чтобы смягчить доминирующую роль России во внутренней и внешней безопасности Казахстана. Более того, несмотря на членство Казахстана в возглавляемых Россией политических и военных организациях, Астана с момента обретения независимости стремилась поддерживать продуктивные политические и экономические отношения с Западом. После спада сотрудничества между Западом и Россией и введения западных санкций, способность Астаны сохранить отношения с США и ЕС стала еще более важной. Поэтому Астана считает новый транспортный проект доступной возможностью для расширения сотрудничества с США.
Чтобы смягчить реакцию России, министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов недавно заявил, что Казахстан не позволит появиться американским военным базам на Каспии, объяснив, что соглашение касается коммерческой перевозки нелетальных грузов.
Россия считает Каспийский бассейн жизненно важным для своих геополитических интересов и продолжает усиливать свою мощь в этом регионе. С 2010 года Москва резко увеличила свое военное присутствие в Каспийском море и модернизирует свою Каспийскую флотилию, которая до 2021 года будет усилена шестью новыми боевыми кораблями. Министерство обороны также планирует завершить строительство военного порта в Каспийске, Дагестан, к 2020 году. По словам министра обороны Сергея Шойгу, Каспийская флотилия перенесет свою основную базу из Астрахани в новый порт, который находится ближе к центральному участку моря.
Военно-стратегическое значение Каспия подчеркивается его непосредственной близостью к Кавказу и Центральной Азии и близостью к Ближнему Востоку. Как показала Российская операция в Сирии, Каспий-это безопасный район, откуда могут запускаться крылатые ракеты. Поэтому при поддержке Ирана Россия активно стремилась сделать Каспий недоступным для третьих сторон.
Естественно, что дополнительным фактором важности Каспия является богатство нефтяных и газовых ресурсов под каспийским морским дном и перспектива соединения Центральной Азии с существующим транзитным коридором для поставок энергоносителей с Южного Кавказа на Запад — проект, активно продвигаемый Западом, но против которого выступает Россия.
Москва потенциально может использовать несколько средств, чтобы заставить Астану воздержаться от расширения сотрудничества в области безопасности с США. К ним относятся русская или русскоязычная община Казахстана и социально-экономическая и политическая напряженность в казахском обществе, которая может подорвать режим. Более того, за несколько дней до принятия решения Сенатом РК российские чиновники и СМИ вновь осветили деятельность «лаборатории Лугара» в Казахстане, Азербайджане и Грузии, которые расположены на планируемых транспортных маршрутах.
Мария Захарова, пресс-секретарь МИД России, заявила, что «сам факт масштабной медико-биологической деятельности Пентагона на границах России» вызывает особое беспокойство у Москвы. Эти биологические исследовательские лаборатории были построены в рамках программы по уменьшению биологической угрозы Нанна-Лугара, названной в честь сенаторов США.
Целью программы было демонтировать проводимые бывшим Советским Союзом масштабные исследования в области биологического оружия, а также предотвратить распространение опыта, материалов, оборудования и технологий, которые могли бы способствовать развитию биологического оружия в России, Казахстане, Узбекистане, Грузии, Азербайджане и Украине. По данным Москвы, эти лаборатории проводят исследования, которые потенциально могут быть использованы для производства бактериологического оружия, а при передаче информации и образцов патогенов в США, они могут раскрыть не только советские, но и российские военные и биологические тайны.
Таким образом, эти действия угрожают военным интересам России. Эти «военно-биологические» лаборатории вблизи России описываются как внешние угрозы в последней стратегии национальной безопасности России. Следует отметить, что в рамках мер ЕС «против дезинформации» в Брюсселе уже не раз поднимали вопрос о заявлениях Москвы в отношении Лугарских лабораторий, так как они не подкреплены доказательствами и не имеют под собой никаких оснований. Лавров прямо связал лаборатории с транзитом США через Казахстан во время заседания ОДКБ, указав, что заявление Захаровой является предупреждением для всех принимающих стран.
Вывод: таким образом, перед Казахстаном стоит задача сбалансировать свою внешнюю отношений между Россией, Китаем и США, особенно в условиях предстоящей смены руководства в стране. Кроме того, недавно подписанная Каспийская конвенция позволяет Москве использовать правовые рычаги для предотвращения военной деятельности неприкаспийских государств в Каспийском бассейне.