Руслан Шагалеев: Война между корпорациями и городами ведется за человеческий капитал

Корпорации начинают заменять государства, предоставляя своим клиентам все, что им нужно, — но прежде всего информацию. В свою очередь, города идут навстречу тенденциям, меняя свой формат от прежнего условного пространства для выживания к площадке, где человек может свободно перемещаться, работать из любого места и быть доступным в любое время.

«Хайтек» записал выступление мэра города Иннополис Руслана Шагалеева на TEDxInnopolis — о том, что ожидает нас в будущем, как выживать в киберпространстве и как корпорации меняют наши предпочтения:

Города будущего

Мы все будем жить в городах. Почему города? Очень просто. Еще в середине прошлого века менее трети населения планеты жило в городах. Уже сейчас больше половины живет в городах. А в середине этого столетия больше двух третей поселится в городах. Вообще, наверное, когда-то наша планета Земля будет полностью состоять из больших городов и пригородов.

Люди стали жить в городах из-за выживания. В городах было проще выживать. Вообще слово «город» означает некоторое «ограждение», ограждение от врагов. В конце 18 века — начале 19-го произошла первая промышленная революция. Последующие за ней вторая и третья усилили рост городов. Все больше жителей устремились в города. И стала возникать новая сущность — рабочий класс, профессиональные рабочие. И в конце 90-х впервые прозвучал термин «человеческий капитал». Сейчас мы с вами живем в начале четвертой цифровой революции. Человеческий капитал является основным драйвером роста дальнейшей индустрии. И именно за него уже идет, а в будущем еще сильнее пойдет война между корпорациями, городами и странами.

Технологии — часть нашей жизни

Четыре из десяти самых дорогих компаний в мире сделали свое состояние на сервисах, удовлетворяющих потребности человека в общении и получении информации. Сейчас сложно представить, как мы раньше жили без гаджетов, не проверяли с утра почту и не заходили проверить, что же там нового в Instagram и Facebook. Все эти технологии очень органично легли в нашу жизнь. И если мое поколение уже не может себе представить жизнь без гаджетов, то что же говорить о миллениалах и хоумлендерах, то есть о всех тех, кто родился после 2000-го года. Они, мне кажется, сразу рождались со смартфоном в руке.

Все компании тяготеют к укрупнению консолидации. Если раньше один и тот же рынок делили десятки небольших компаний, то сейчас все, с чем вы соприкасаетесь в жизни, за исключением электроники и автомобилей, принадлежит, так или иначе, всего десяти компаниям мира.

Компании начинают знать абсолютно все про нас. Мы с удовольствием делимся с ними личной информацией, днями рождения наших друзей, рассказываем о них, выкладываем фотографии. Они все знают про наши предпочтения, что мы любим надевать и что любим носить, какая еда нам нравится, абсолютно любые наши предпочтения. Для них это не секрет, а с другой стороны, компании, когда укрупняются, становятся гигантами, транснациональными корпорациями. И их интересы давно вышли за границы отдельно взятых государств, они даже вышли за пределы континентов. Мы их так и называем: трансконтинентальные компании. И, будучи финансово независимыми, диверсифицированными, они медленно начинают составлять конкуренцию государству.

Создание криптовалют — это прямое покушение на монополию государства.Они не только знают про нас все, но и начали формировать наши предпочтения, образ жизни, побуждения и помыслы. Вы можете мне сказать: «Дружище, ну это вообще какая-то теория заговора, они просто удовлетворяют наши потребности». На простом примере объясню. В 2009 году два предпринимателя в Сан-Франциско организовали сервис. Сервис был простой: поиск, заказ такси и оплата. Всем нам известный Uber. После этого даже родился такой термин — «уберизация». Если сейчас мы посмотрим на десятку самых дорогих стартапов, четыре из них связаны с сервисами уберизации.

Корпорации меняют наши предпочтения

Установка владения у нас с вами и у следующих поколений, особенно у наших детей, меняется. Не владей — пользуйся. Об этом нам говорят такие гиганты, как Uber, Airbnb, Didi Kuaidi (это китайский аналог Uber). Пожалуйста, пользуйтесь. Казалось бы, 20–30 лет назад это было невозможно представить.

Многие мировые автогиганты уже сейчас бьют в набат. Молодое поколение перестало хотеть приобретать крутые тачки. Не надо, говорят, нам хранить их и обслуживать. После того, как вы их приобрели, они уже через сутки или год начинают устаревать. Таким образом, корпорации меняют наши предпочтения. Мы их выдаем за свои, но возможно, что им это надо. Да, мы перестали хотеть покупать автомобили. Можно арендовать велосипед или квартиру, чтобы поехать куда-то отдохнуть, — в Париже или еще где. Мы все это сейчас можем найти легко и просто.

Сейчас для того, чтобы поехать куда-то отдохнуть — в Европу или США — больше всего времени занимает получение визы. Снять квартиру и купить билеты можно не выходя из дома, но самое проблемное — получение визы. Нужно доказать чиновнику, что ты не собираешься вывезти секретную информацию, а просто хочешь покататься на серфе.

Другому я должен объяснить, что я не собираюсь остаться у него жить и сесть ему на шею. Фокус корпорации переходит на то, чтобы все больше и больше забирать пользователей — как жителей — к себе. И мне кажется, что в нашем веке созданы все предпосылки для того, чтобы мы начали славится некими гражданами кибергосударств, когда корпорации смогут за нас решать проблемы с визами, с переездами и так далее.

Города будущего станут результатом реакции на влияние корпораций. Город должен отвечать неким первоначальным требованиям. У него должен быть чек-лист. Например, чтобы туда поехать, нужно попасть в шорт-лист. Происходит то, что города идут к клиентам корпорации. Если довести это до абсурда, то, я думаю, к 2050 году человек, не привязанный к месту работы, будет трудиться из любой точки мира. Уже сейчас таких мест больше всего. Города будут привлекать событийным туризмом. Карнавал в Бразилии, горные склоны, пляжи. Согласитесь, это же хорошо. И, в принципе, возможно, что мы будем находиться в рамках одного киберпространства. Будет какой-то пароль PayPass, что я являюсь клиентом Google 2.0 — могу поехать куда угодно и везде у меня открыты двери.

Нужно быть готовым, если мир поменяется

Какие будут профессии в нашем динамично меняющемся мире, а особенно в мире будущего, предсказать сейчас невозможно. Вот что подумал по поводу своих детей. Наверное, буду учить их и давать им навыки, которые годятся при любом будущем. Например, перефразирую фразу Владимира Ильича Ленина: я считаю, что нашим детям необходимо овладевать навыком учиться, нужно все время приобретать новые знания и быть готовым, если мир поменяется, чтобы овладеть новыми знаниями.

За последние пять лет человечество создало столько информации, сколько не создавало за всю свою историю. У нас просто информационный шум и взрыв. И очень важно воспитывать в детях чувство фокуса и умение концентрироваться на задачах. Прекрасно подойдут игра в шахматы, вычисления в уме, чтение книг — то, после чего можно сделать выводы. Тренируйте этот навык в себе и в детях. Еще один навык. К сожалению, в мире всеобщей уберизации и онлайн-общения мы начинаем терять важный навык — офлайн-общения, то есть обычного живого общения.

Исследования показывают, что нынешнее поколение хуже понимает невербальные сигналы, посылаемые собеседником, чем их сверстники 30 лет назад. Но уметь общаться очень важно и необходимо. Тренируйте это в своих детях. Мне очень понравилась фраза одного известного американского ученого Эдварда Деминга: «Эволюционировать необязательно, выживание — дело добровольное». Это знание мне очень помогло и сняло с меня груз ответственности. Ведь вселенная не ждет от меня ничего. Это хорошая тема для размышлений.

Поделитесь новостью