Американцы заговорили о вероятности переворота в Казахстане

Автор -
8996

В западной прессе появились публикации, предрекающие политический кризис в Казахстане. К примеру, американское аналитическое издание по военно-политической тематике The National Interest, которое издает неправительственная политологическая организация «Центр за национальный интерес» (более известен как Никсоновский центр — основан Ричардом Никсоном 20 января 1994 года), фактически уже начало готовить общественность к революции в Казахстане, передает haqqin.az.

The National Interest смело заявляет: следующего политического кризиса следует ждать в Казахстане.

Основанием для такой уверенности послужило заявление спикера парламента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, который еще летом в интервью «Би-би-си» сказал, что президент страны Нурсултан Назарбаев — которому сейчас семьдесят восемь лет и который правит страной со времен обретения ею независимости в начале 1990-х годов — не будет баллотироваться на очередной президентский срок в 2020 году.

Правда, как пишет The National Interest, вскоре после этого Токаев пошел на попятную, заявив, что «нет необходимости так драматично воспринимать его слова».

Тем не менее его комментарии породили целый ряд домыслов, касающихся двух вопросов: когда Назарбаев собирается в отставку? И что он предпримет, чтобы обеспечить стабильную смену власти?

Пол Стронски

«Это правда, что любая нестабильность в Казахстане, вероятно, вызовет беспокойство в Вашингтоне… Хотя в течение всего периода после обретения независимости в стране удавалось сохранять стабильность, в постназарбаевском Казахстане сделать это будет не так просто.

…Как отмечает Пол Стронски, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, Назарбаев играет важную роль как создатель и гарант суверенитета Казахстана…».

Так возможен ли в Казахстане политический кризис? Публикацию The National Interest для haqqin.az прокомментировал казахстанский политолог Султанбек Султангалиев.

— Действительно ли ситуация в Казахстане настолько драматична, как ее описывает американское издание?

— Подлинная ситуация в Казахстане совершенно разнится с теми предположениями, которые были изложены на страницах The National Interest. Возможно, авторы пытаются выдать желаемое за действительное, однако и в этом случае реальность опровергает все домыслы.

Прежде всего, интервью спикера Сената Касым-Жомарта Токаева, в котором прозвучал тезис о том, что возможно, Нурсултан Назарбаев не будет участвовать в президентских выборах 2020 года, является, по мнению многих представителей казахстанского экспертного сообщества, просто информационным вбросом, определенным месседжем для изучения реакции как населения, так и представителей элитных групп.

Представить, что второе (по Конституции) лицо в государстве, особенно учитывая личностные характеристики Токаева и его абсолютную лояльность главе Казахстана, станет высказывать нечто подобное без одобрения самого президента — это совершенно сюрреалистично. Подобные версии говорят о полном непонимании специфики казахстанской внутренней политики и особенностях взаимоотношений в истеблишменте.

Во-вторых, в Казахстане происходит планомерная подготовка к предстоящему транзиту власти и осуществляет ее не кто иной, как сам действующий президент страны. С юридической точки зрения процесс транзита начался в марте 2017 года, когда в действующую конституцию были внесены поправки по распределению полномочия ветвей власти. Следующим логическим этапом было внесение поправок в выборное законодательство, которые предусматривали введение пропорциональной системы выборов депутатов местных представительных органов (маслихатов).

Таким образом, создание новой и стабильной системы государственного управления в постназарбаевском Казахстане идет целенаправленно и продуманно. И главным архитектором политической модернизации является сам Нурсултан Назарбаев, известный своим прагматизмом и реалистичной оценкой окружающей действительности.

султанбек султангалиев

— Есть ли опасения некой «бархатной», «оранжевой» и т.д. революции в Казахстане?

— Существует только один вариант возможной дестабилизации общественно-политической ситуации в стране — это недоговоренноспособность внутри казахстанского истеблишмента. Однако предпринимаемые президентом шаги сводят такую возможность к элементу статистической погрешности.

Социально-экономическая стабильность гарантирована также запасами Фонда национального благосостояния, в который стекаются доходы от продажи углеводородов. Данный Фонд служит надежной амортизационной подушкой на случай ухудшения экономической ситуации.

Согласно Посланию главы государства, озвученному 5 октября, на социально-экономические нужды в 2019 году будет направлено 1,2 триллиона тенге, не считая регулярных расходов государственного бюджета. Это колоссальная сумма. И в наличии у Акорды (резиденция президента Казахстана – ред.) по-прежнему имеется также мощный финансовый резерв на случай непредвиденных обстоятельств отрицательного характера в мировой экономике.

Внешнее окружение Казахстана, в первую очередь, Российская Федерация и Китайская народная республика не заинтересованы в повторениях цветных революций возле своих границ. Страны Запада в лице Европейского союза и США также не стремятся к действиям, которые могли бы нанести ощутимый экономический ущерб транснациональным корпорациям, работающим в Казахстане.

К тому же для реализации сценария дестабилизации общественно-политической ситуации в стране необходимы, помимо внешней поддержки, еще и внутренние акторы. Таких инструментов дестабилизации в лице политических партий радикального толка и прикормленных международными финансовыми организациями влиятельных и массовых неправительственных общественных объединений в Казахстане нет.

— Но все же, как возможный кризис в Казахстане отразится на соседях, в том числе и по Каспию (к примеру, на Азербайджане)?

— Во-первых, никакого политического кризиса в Казахстане не будет. Следовательно, «во-вторых» тоже отпадает. Как бы то не было, преемственность во внутренней и внешней политике Казахстана будет соблюдена.

Казахстан по-прежнему остается надежным партнером для своих геополитических союзников, тюркоязычных государств евразийского континента и иностранных инвесторов.

Поделиться