Гениальность Леонардо да Винчи связана с косоглазием

Косоглазие — болезнь, при которой человеку трудно или вовсе невозможно ориентировать свои глаза так, чтобы оба зрачка были направлены на рассматриваемый предмет. Хотя бы один из них будет смотреть немного в сторону. Офтальмологи выделяют прерывистое косоглазие, при котором человек все-таки может иногда выровнять глаза.

Эта болезнь, как ни странно, иногда благотворна для живописцев, поскольку может усиливать стереоскопическое зрение. Считается известным, что ей страдали Рембрандт, Дюрер и Дега. Это выяснено по автопортретам художников, на которых заметно неправильное положение зрачков, пишут СМИ.

Леонардо заподозрил в косоглазии офтальмолог из Лондонского университета Кристофер Тайлер. Свою версию врач аргументирует шестью работами, которые, как считается, имеют черты портретного сходства с Леонардо.

Один из них — автопортрет художника, написанный уже в старости. Знаменитый рисунок Витрувианского человека и картины «Иоанн Креститель» и «Спаситель мира» автопортретами, строго говоря, не являются, но искусствоведы полагают, что образцом для художника был он сам.

Наконец, скульптура Давида и терракотовый бюст молодого воина, работы Андреа дель Верроккьо, были созданы в те годы, когда совсем молодой Леонардо был у него подмастерьем и мог быть натурщиком. Во всяком случае, черты лица обеих статуй считаются похожими на него.

Во всех случаях, автор исследования уверен, что ему удалось выявить типичную для косоглазия неправильность положения зрачков.

По мнению исследователя, анализ выравнивания глаз на портретах и скульптурах говорит о том, что Да Винчи страдал прерывистым расходящимся косоглазием. В расслабленном положении угол косоглазия, по-видимому, составлял -10,3 градуса, но когда художник фокусировался, глаза возвращались в правильное положение. Расходящееся косоглазие обычно ассоциируется с хорошим стереоскопическим зрением, которое, скорее всего, помогало художнику принимать во внимание пространственную глубину объектов.

Да Винчи писал по этому поводу в своем «Трактате о живописи»: «Первое, что нужно учитывать, это то, имеют ли предметы нужные контрасты, соответствующие их [трехмерному] положению».

Поделитесь новостью