По словам министра нацэкономики, отказаться от доллара в международных расчетах — это неправильно, пишет «Капитал.kz».
11 октября доллар в обменниках подскочил до 375,5 тенге. Нескончаемая девальвация нацвалюты с конца лета держит в напряжении казахстанцев, вынуждая то и дело бежать скупать доллары, лишь повышая таким образом курс иностранной валюты.
Между тем в Турции и Иране спешно отказываются от доллара США. В российском правительстве уже активно готовят законопроект, направленный на отказ от доллара. Для этого главный упор будет сделан на создание возможностей для расчетов в национальных валютах, облегчение валютного контроля и либерализацию валютного законодательства. А что у нас?
«У нас нужно стараться использовать национальную валюту, особенно в интеграционных блоках. Но отказаться от доллара в международных расчетах — это неправильно, и на данный момент станет утопией. Видите ли, контракты заключаются хозяйствующими субъектами, бизнесом. У нас есть свобода договора, где все вольны заключать соглашение на тех условиях, в той валюте, которая удобна. Поэтому каких-то обязательных регулятивных требований, указывающих в какой валюте заключать международные контракты, мы вносить не планируем, это не совсем верно с нашей точки зрения. Это, прежде всего, бизнес. Свобода договора заложена в нашем гражданском кодексе», — сообщил Тимур Сулейменов в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» в кулуарах конференции по вопросам разрешения инвестиционных и коммерческих споров в Астане.
— В таком случае, что вы думаете о российских методах борьбы с влиянием доллара? Там Минфин совместно с Банком России уже подготовил предложения по дедолларизации экономики.
— Никакого законопроекта у них пока нет. Это я вам точно говорю. У них, безусловно, есть различные идеи, но вместе с тем россияне понимают, что доллар как международная расчетная единица просто никуда не денется в ближайшей перспективе.
— Возможно ли осуществлять часть торговых международных операций, не применяя доллара?
— С нашим главным партнером Российской Федерацией у нас более 70% торговли осуществляется в рублях. Поэтому говорить о том, что когда мы покупаем условно молоко или трубы, то мы делаем это в долларах — неверно. Мы с ними торгуем в рублях или в тенге. С Кыргызстаном — нашим южным торговым партнером мы торгуем в тенге. Доллар мы используем только при покупке и торговле с третьими странами дальнего зарубежья. Сюда относится нефтяная отрасль.