У разведки более четкое видение и понимание текущей ситуации — политолог о новом статусе Совета безопасности Казахстана

Новый статус Совета безопасности РК является одной из основных тем, которой занимаются аналитики. С чем связаны изменения и что следует ожидать? На эти вопросы «Каравана» ответил политолог Уразгали СЕЛЬТЕЕВ.

– Весной этого года были приняты законодательные изменения в положение о статусе Совета безопасности страны. Чем они были продиктованы? Для чего понадобилось их принимать именно сейчас? Например, закреплено пожизненное право Первого Президента РК возглавлять СБ.

– Прежде всего, надо сказать, что данные изменения стали очередным катализатором роста оценочных суждений и прогнозов большинства экспертов о приближении так называемого транзита власти. Последние два года даже наблюдается перегрев по этой теме. Данная риторика активизировалась после того, как в прошлом году была проведена конституционная реформа по перераспределению полномочий между ветвями власти. Но я не сторонник анализа этих процессов именно в таком ракурсе. И мне кажется, проблема еще в том, что экспертным сообществом вкладывается не совсем точный смысл в понятие “транзит власти”. Соответственно, часто оно используется не к месту.

Я же пока здесь вижу только конкретные аспекты. Во-первых, это логичное продолжение процесса по укреплению и усилению фактора и роли Первого Президента. Во-вторых, произошла существенная модификация политической конструкции.

Появление еще одного конституционного органа в лице Совета безопасности направлено на балансировку веса и влияния между ключевыми государственными институтами.

Для действующей политической системы эти изменения, безусловно, имеют стабилизирующее значение.

Однако надо понимать, что предназначение подобных законодательных поправок стратегически нацелено на неопределенное будущее. То есть реальный полный запуск их в действие не имеет точных временных рамок. Но самое главное, что они закреплены. Это важно. Возможно, они будут приводиться в действие постепенно. Кстати, только спустя полтора года заработала процедура согласования членов правительства с парламентом на примере назначения нового министра финансов.

“Участились войны компроматов, подставы, многоходовые информационные дискредитации”

 

– Сразу после принятия поправок в закон заговорили о том, что новым секретарем Совбеза станет кто-то из политических тяжеловесов. Однако в одном из своих комментариев вы указали, что говорить о такой постановке вопроса не совсем верно. И оказались правы. Как вы сейчас это прокомментируете?

– Да, это так. Ставки на тяжеловесов превалировали, потому что большинство оценок, опять же, зациклено на приближении некоего мифического процесса транзита власти. Такие выводы транслируются с откровенной натяжкой.

Я назвал это конспирологическими домыслами и экспертными фальстартами. Кстати, в одной публикации российского интернет-ресурса процитировали мои слова, но не указали их принадлежность. Это крайне непрофессионально со стороны автора статьи. К тому же мне приписали упреки в адрес других экспертов. Хотя я уважаю и признаю любое мнение и считаю, что их должно быть больше в публичном пространстве. А насколько правомерны и профессиональны оценки, пусть решает аудитория. Лестно, конечно, что один тезис преподнесли как тренд, и он послужил для того журналиста поводом к написанию еще одной статьи на данную тему.

Вообще, в последнее время зарубежные СМИ, особенно российские, намеренно культивируют вопросы транзита власти. Может быть, ввиду дефицита инфоповодов, либо в силу поверхностного восприятия реальной внутриполитической ситуации, либо по другим установкам, спускаемым по вертикали.

Но, наблюдая многие годы за нашей политической практикой, давно пора понять, что кадровые изменения не оказывают какого-либо существенного влияния на ход политического процесса. Они лишь свидетельствуют об изменении баланса между внутриэлитными группами. А это параллельные уровни.

Кадровый запрос на должность секретаря Совета безопасности в пользу менее политизированного руководителя и не аффилированного с ключевыми группами влияния был очевиден.

Во-первых, как я уже отмечал, полной активации нового функционала Совбеза не произойдет в ближайшее время. Во-вторых, приход тяжеловеса на этот пост резко накалил бы уже обостренные противостояния между внутриэлитными группами. В последние годы заметно участились войны компроматов, подставы, многоходовые информационные дискредитации.

В приоритете – координация работы силовых структур

– Почему именно кадрового разведчика Габита Байжанова Президент страны решил назначить своим помощником по вопросам безопасности?

– Назначение представителя силового блока подтверждает тот факт, что, по сути, СБ пока еще будет работать в прежнем режиме. Учитывая высокую динамику осложнения геополитической обстановки, сейчас важнее решение разноплановых вопросов безопасности. У разведки наверняка есть более четкое видение и понимание текущей ситуации, которая складывается вокруг нашего государства и региона Центральной Азии в целом.

– На днях глава государства принял Габита Байжанова и поставил перед ним новые задачи. Какого они рода и чем конкретно будет сейчас заниматься Совет безопасности?

– Скорее всего, в приоритете, во-первых, будут вопросы совершенствования деятельности всех силовых структур и процесса их координации. Возможно, будут вноситься дополнительные законодательные поправки по расширению или усилению полномочий отдельных структур.

Во-вторых, теперь Совбезу требуется разработка новой концепции развития или руководящего документа. Это может быть что-то вроде стабилизационного плана по укреплению национальной безопасности, где будут четко разграничены зоны ответственности между государственными и специальными органами, отражены превентивные и профилактические меры.

В-третьих, начнется неспешное формирование собственного аппарата Совбеза на базе существующих пяти структурных подразделений, которые до сих пор находятся в составе Администрации Президента, но подчиняются секретарю СБ.

Судя по наделенным функциям, аппарат Совета безопасности будет значительно расширен и укрупнен.

Но именно в этом госоргане меньше всего должно быть бюрократической работы. Считаю, что сейчас СБ должен сосредоточиться над тем, чтобы стать мощной государственной аналитической службой, а не просто сводящим координатором.

Поделиться