В Узбекистане утверждена «Дорожная карта» по увеличению генерирующих мощностей, модернизации электрических сетей, совершенствованию учета и контроля потребления электрической энергии в 2018-2020 годах, сообщает Podrobno.uz со ссылкой на постановление главы государства.
Проблемы в отрасли
Одна из главных проблем, которую будет необходимо решить за два года, – это отсутствие здоровой конкурентной среды, наличие значительного квазигосударственного сектора, несоответствие тарифной политики принципам рыночной экономики, что приводит к чрезмерному государственному регулированию, конфликту государственных и коммерческих интересов.
Также сегодня в стране низкий уровень внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а медленные темпы обновления соответствующей инфраструктуры приводят к увеличению технологических потерь и систематическим перебоям с поставкой электрической энергии, особенно на местах.
Кроме того, забюрократизированная система управления предприятиями отрасли и нерациональное использование трудовых ресурсов снижают эффективность и результативность их работы и приводят к увеличению непроизводственных расходов.
Планы на будущее
«Дорожная карта» предусматривает реализацию 7 инвестиционных проектов по модернизации действующих и вводу новых генерирующих мощностей общей мощностью 1984 МВт и проектной стоимостью 2,6 миллиарда долларов.
Узбекистан намерен ежегодно реконструировать действующие и строить новые электрические сети общей протяженностью 7,1 тысячи км, устанавливать и модернизировать 2500 трансформаторных пунктов за счет привлекаемых кредитов и собственных средств «Узбекэнерго».
В рамках проектов в электроэнергетике за этот период будут освоены долгосрочные кредиты на общую сумму 1,8 миллиарда долларов, привлечение которых согласовано с Всемирным банком, Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития, другими международными финансовыми институтами.
Еще около 100 миллионов долларов в 2019-2020 годах будут в обязательном порядке направлены на строительство и модернизацию низковольтных сетей в рамках программы «Обод кишлок».
АСКУЭ
Правительство намерено подключить к Автоматизированной системе контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ) 7 миллионов потребителей, с доведением доли охвата АСКУЭ к концу 2021 года до 100 процентов от общего числа абонентов.
Дальнейшее внедрение системы в регионах республики будет проходить за счет заемных средств Азиатского банка развития в размере 300 миллионов долларов, предусмотренных для реализации проекта «Внедрение автоматизированной системы контроля и учета потребления электрической энергии в Андижанской, Наманганской, Ферганской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях (АСКУЭ Фаза 4)».
Консорциум консалтинговых компаний CESI S.P.A – AF Mercados Energy Markets International S.A – Sharifa.com (Италия, Испания, Узбекистан) должны разработать документацию на проведение международных тендерных торгов для приобретения современных приборов учета и сопутствующего оборудования, необходимых для внедрения АСКУЭ по всей территории республики.
Бюро принудительного исполнения в 2019-2021 годах будет ежегодно выделять «Узбекэнерго» на безвозмездной основе 400 миллиардов сумов, не подлежащих налогообложению, для параллельного финансирования закупа приборов учета электрической энергии и сопутствующего оборудования на основе отбора наилучших предложений отечественных производителей.
Реформирование системы
Мирзиёев поручил создать Комиссию по реформированию электроэнергетической отрасли.
Она должна обеспечить:
- разработку до 1 мая 2019 года долгосрочной инвестиционной программы расширения, модернизации и диверсификации генерирующих мощностей на период до 2030 года, с доведением генерирующих мощностей до 20 тысяч МВт.
- разработку до 1 марта 2019 года современной схемы организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии, предусмотрев при этом широкое привлечение частных, включая иностранных, прямых инвестиций в предприятия по производству и распределению (реализации) электрической энергии, в том числе на условиях государственно-частного партнерства. При этом будет сохранен полный государственный контроль за транспортировкой электроэнергии с постепенным формированием современного оптового рынка электроэнергии на основе конкурсных закупок продукции непосредственно у генерирующих предприятий.
- подготовку и утверждение до 1 апреля 2019 года методологии расчета тарифов на электроэнергию, основанной на покрытии текущих и капитальных расходов, стимулирующей привлечение частного сектора в электроэнергетическую отрасль, предусмотрев при этом создание межведомственной тарифной комиссии при Кабинете Министров;
- обеспечение внедрения в 2019 году современных форм и методов корпоративного управления, международных стандартов финансовой отчетности на предприятиях электроэнергетической отрасли, а также выпуск и размещение корпоративных облигаций предприятий отрасли на международных рынках;
- утверждение до 1 декабря 2018 года «Дорожной карты» по разработке нормативно-правовой базы, процедур и регламентов государственно-частного партнерства в электроэнергетической отрасли;
- проработку с потенциальными инвесторами новых инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики на условиях государственно-частного партнерства, исходя из имеющейся ресурсной базы, современных технологических тенденций и использования альтернативных источников электроэнергии.
Интересные проекты
Президент поручил начать с 2019 года реализацию нескольких интересных проектов. Среди них, например, строительство солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Навоийской области, а также возведение парогазовой установки на одной из теплоэлектростанций страны и модернизация распределительных сетей электроэнергии в городах Андижан, Наманган, Фергана на условиях государственно-частного партнерства.
Совместно с международными финансовыми институтами должны быть разработаны основные параметры технико-экономического обоснования по проекту «Долгосрочная аренда распределительных сетей Ташкента».
Правительство получило поручение до конца ноября внести в законодательную палату парламента проект закона, предусматривающий, в том числе совершенствование процедур подключения альтернативных производителей электроэнергии к единой энергетической системе и реализацию проектов на условиях государственно-частного партнерства.
При этом «Узбекэнерго» должно в срок до 1 апреля 2019 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров регламент подключения к единой энергетической системе субъектов предпринимательства, производящих электрическую энергию, в том числе из альтернативных источников энергии.