В 2019 году в Кыргызстане вступит в силу закон «О пробации», подписанный еще в 2017 году экс-президентом КР Алмазбеком Атамбаевым. Вместе с ним вступят в силу новые законы по судебной реформе – Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс.

Что это за закон и кого он коснется?

Пробация — новый институт нашего государства, который сочетает в себе меры государственного принуждения. Этот институт будет исполнять наказания не связанные с лишением свободы. Сюда входят такие виды наказания как общественные, исправительные работы, ограничения поведения.

По словам регионального эксперта Управления ООН по наркотикам и преступности Батыра Сапарбаева, новая мера уголовного законодательства, направленная на то, чтобы помочь осужденному жить по законам нашей республики. Если человек не хочет и не принимает данные условия, тогда его вновь отправляют в места лишения свободы.

«Это работа по оказанию помощи людям, чтобы они, выходя из места лишении свободы, смогли влиться в общество. Предстоит большая работа но, к сожалению, после выхода закона прошло уже 1,5 года и государственные органы не сумели хорошо подготовиться. Согласно анализу, лица, освобожденные из тюрем, не имеют документов, паспорта, жилья и навыков работать на себя. И если первые три месяца, когда человек встает на путь исправления, не помочь ему, он снова совершит преступление», – сказал эксперт.

Кто из осужденных сможет попасть под этот закон?

Предусмотрены 3 категории людей: 

Первая – лица, которым уже назначено судом наказание, не связанное с изоляцией от общества. Например – общественные, исправительные работы, ограничение свободы.

Вторая – лица, которые из мест лишения свободы условно-досрочно, а также лица, которые готовятся к освобождению.

Третья – лица, в отношении которых судом назначается подготовка пробационного доклада. Касается это только осужденных за менее тяжкие преступления, срок наказания которых составляет менее 5 лет.

Эксперт отметил, что под эти категории людей попадают и лица, осужденные по статьям экстремистского и террористического характера.

«Каждый случай будет рассматриваться индивидуально, но они и их семьи могут попадать под этот закон и получать реабилитационную помощь», – добавил он.

Будет ли он работать?

Институт пробации в Кыргызстане закреплен за Государственной системой исполнения наказания. На данный момент главной проблемой стоит нехватка рабочей силы, численность штата сейчас составляет – 44 человека, на 4.5 тыс. осужденных.

По мнению Сапарбаева, эта группа людей не сможет контролировать и половину осужденных. Тем более, надлежащих условий для работы людей так и не предоставили.

«Нужно, чтобы у каждого специалиста во всех регионах нашей страны было помещение, необходимая техника – средство связи, транспорт, но пока этого нет. К тому же им необходимо будет готовить досудебный доклад на каждого осужденного для информирования судьи, чтобы он решал применить к нему наказание в виде лишения свободы или нет. Нужна работа психологов, социологов религиоведов», – заключил эксперт.

До вступления закона в силу осталось пару месяцев, как мы видим, сама система не готова и на 50%, и будет ли он надлежащим образом работать в Кыргызстане пока не ясно.

Поделитесь новостью