На Варшавском форуме безопасности на прошлой неделе американский генерал в отставке Бен Ходжез предсказал, что война между Китаем и США имеет высокую вероятность через 15 лет. Это заявление, естественно, вызвало большой резонанс по всему миру, пишет «Московский комсомолец»:
Бесспорно, что китайская военная угроза для США за последние годы значительно возросла. Примечательно, что в этом году Китай впервые опередил Соединенные Штаты по количеству военных лодок и кораблей в составе своего флота. Более того, Пекин имеет в своем арсенале передовое противокорабельное оружие, которое может поставить под угрозу возможность США защищать своих тихоокеанских союзников.
Китайская угроза будет дальше расти не только для Соединенных Штатов, но также и для России. К 2017 году Китай занимал второе место в мире по объему военных расходов ($228 млрд в год), что было почти в 4 раза больше российского военного бюджета ($63 млрд), согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира.
И это при том, что на сегодняшний день Китай тратит всего лишь 1,9% своего ВВП на свою оборону, тогда как США тратят 3,5%, а Россия — 4,5%. И неизбежно, что Пекин в ближайшие 5–10 лет тоже решит тратить более 3% своего ВВП на оборону, что в принципе является нормальным и адекватным процентом для любой страны.
Но проблема в том, что когда китайский военный бюджет вырастет до 3% экономики, которая сама растет на 6% или более каждый год; когда военные расходы Китая превысят $600 млрд в год; когда качество китайской военной техники не уступит качеству того, что существует в американских и российских вооруженных силах, то это мало не покажется ни России, ни США — да и никому.
Действительно, ситуация станет весьма тревожной, если Китай догонит Соединенные Штаты как по размеру экономики, так и по размеру и качеству своей военной машины. Но для России ситуация станет куда хуже: при таком темпе роста китайская экономика и военный бюджет станут мощнее российских уже в десять раз! При всем этом не надо забывать, что у Китая самая многочисленная армия в мире — более 2 млн активных солдат (не включая резервы).
Особо волнует Россию — еще больше, чем волнует США, — что Китай за последние 15 лет наращивал свой арсенал ракет средней и малой дальности наземного базирования в то время, пока Москва (вместе с Вашингтоном) их полностью ликвидировала, согласно Договору о РСМД. В результате у Китая уже размещены на его территории более 2000 таких ракет, а у России — ноль (или около того). Поскольку между РФ и Китаем общая граница на 4000 километров, и большая часть территории Российской Федерации находится в радиусе поражения этих китайских ракет, Кремль давно — начиная с известной мюнхенской речи Владимира Путина в 2007 году — выражает озабоченность по поводу ракетных ограничений, которые Договор о РСМД возлагает на Россию. Именно поэтому Путин высказывался о необходимости достижения паритета между Россией и Китаем в категории ракет средней и малой дальности.
На фоне предсказания генерала Ходжеса о вероятной войне между Вашингтоном и Пекином не стоит забывать, что между Москвой и Пекином уже был прямой военный конфликт в 1969 году, в котором погибло более 100 человек с обеих сторон. Вот, пожалуйста, чем закончилась пресловутая «дружба навек» между Китаем и Россией. И новый военный конфликт между этими двумя державами — причем куда более серьезный — вполне может повториться через 15 лет.
Чтобы не было войны между Китаем и США (и их союзниками), необходимо, на мой взгляд, чтобы США создали некое «азиатское НАТО». Кроме США в этот альянс должны войти Тайвань, Южная Корея, Япония, Гуам (который уже является заморской территорией США), Филиппины, Сингапур, Вьетнам, Лаос, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Камбоджа, Австралия и Новая Зеландия.
Членство Тайваня в этом союзе особо важно, так как Пекин продолжает делать воинственные заявления о необходимости окончательно вернуть себе свои «утраченные территории». Позже можно добавить к этому альянсу и Индию, поскольку у Нью-Дели свои серьезные противоречия с соседним Китаем и столь же серьезные опасения по поводу усиления и новых геополитических амбиций этой восходящей Поднебесной империи.
Вместе с тем само членство в «азиатском НАТО» вовсе не означает враждебного отношения между членами этого альянса и Китаем. Хотя изначально у всех весьма настороженное отношение к Пекину, и все основания у них для этого есть, это вовсе не исключает хороших экономических связей с Китаем.
Между прочим, большинство стран — членов НАТО как раз имеют хорошие экономические связи с Россией. Германия — наиболее яркий тому пример. Для этих стран членство в НАТО — это некий «страховой полис» на всякий пожарный. И тот же самый принцип должен действовать между предполагаемыми членами нового «азиатского НАТО» и Китаем.
Так что если НАТО является трансатлантическим союзом, то новый оборонительный союз, базирующийся на коллективной защите против растущих угроз Китая, может стать трансазиатским. Такое «азиатское НАТО» действительно может сдерживать Пекин и предотвратить войну не только между Китаем и США, но и между Китаем и другими членами этого альянса.
Если посмотреть на европейскую безопасность за последние 70 лет, то можно увидеть, что НАТО действительно служило гарантом отсутствия крупномасштабных войн в Европе. И эта трансатлантическая модель коллективной безопасности, в основе которой лежит концепция «сила как гарант мира», обречена обеспечить стабильность в Европе на многие десятилетия вперед. Поэтому разумно было бы повторить успех модели НАТО и в Азии — чтобы как минимум страшное предсказание генерала Ходжеса о предстоящей войне между США и Китаем не сбылось.
А для того, чтобы не было войны между Китаем и Россией, можно теоретически рассматривать членство и Российской Федерации в этом «азиатском НАТО». Можно сказать, что Джон Болтон, помощник президента по национальной безопасности, в минувшую пятницу уже сделал первый маленький шаг в этом направлении, когда пригласил Кремль начать «стратегические переговоры» о каком-то сотрудничестве в связи с новыми китайскими военными вызовами.
Однако Россия считает, что настоящие великие державы должны создавать свои альянсы, а не входить в чужие — а уж тем более в тот альянс, где доминируют США. (Да и по-любому России не стоит злить Китай, так как для нее это сейчас ох как невыгодно и опасно.) Так что можно предположить: не найдется места для РФ в предполагаемом «азиатском НАТО». В результате Москва останется одна со своей родной ОДКБ — вместе с пятью партнерами: Беларусью, Арменией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.
Вряд ли эти союзники по ОДКБ эффективно помогут России защититься от будущих китайских угроз. Но, увы, таковы издержки российских заоблачных великодержавных амбиций и гордости.