В Узбекистане опубликован проект закона «О статусе учителя».
В проекте документа отмечается, что закон определяет принципы государственной политики, регулирует правовые, социально–экономические отношения, связанные с деятельностью учителя, и направлен на создание условий, обеспечивающих улучшение качества правового положения учителей образовательных учреждений, реализацию гарантий их социальной защиты.
В законопроекте говорится, что статус учителя будут иметь граждане Республики Узбекистан или граждане любой другой страны, имеющие необходимое педагогическое образование или диплом государственного образца, дающий право заниматься педагогической деятельностью необходимой
и достаточной для её ведения на уровне, обеспечивающем требуемое качество учебно-воспитательного процесса, работающие в общеобразовательных учреждениях, выполняющие учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность.
Лишение статуса учителя вследствие недостаточной квалификации, аморального поступка, не совместимого с учебно-воспитательной деятельности, будет производится в соответствии с законодательством.
Если законопроект будет одобрен и вступит в силу, то учитель будет иметь право:
– на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания, учебников и учебных пособий, согласно государственным образовательным стандартам, утверждаемым Кабинетом Министров;
– на участие в разработке новых авторских программ, учебников и учебных пособий;
– на создание и использование новаторских методов и приемов, проведение научно–педагогического эксперимента, внедрение передового педагогического опыта в практику;
– на поощрение за создание, использование и внедрение новаторских методов и приемов в педагогической деятельности;
–на индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном законодательством;
– на досрочную аттестацию с целью повышения категории;
– на повышение квалификации в установленном порядке не реже одного раза в пять лет;
– на охрану прав и интересов несовершеннолетних.
Данном законопроектом учителям гарантируют защиту чести и достоинства.
«Не допускается привлечение учителей образовательных учреждений к принудительному труду, включая работы по благоустройству и озеленению территорий районов и городов, сбору металлолома и макулатуры, а также сезонные работы в сельском хозяйстве и другие подобные работы», — говорится в законопроекте.
Также отмечается, что родители учащихся не имеют права на необоснованное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.
Кроме этого, общеобразовательные учреждения смогут самостоятельно устанавливать надбавки и доплаты педагогическим работникам из собственных и спонсорских средств по согласованию с наблюдательным советом и в соответствии с законодательством.
Учителям образовательных учреждений, не обеспеченным жилой площадью или нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются долгосрочные льготные ипотечные кредиты для приобретения доступного жилья строящегося по типовым проектам
в городах и сельской местности.
Учителям, образовательных учреждений, имеющим ученую степень кандидата или доктора наук, устанавливаются надбавки в соответствии с законодательством.
Запрещается производить удержания из заработной платы учителей, в том числе на подписку на периодических изданий, а также другие удержания, не предусмотренных законодательством.
При этом, учителя будут обязаны:
– проводить обучение на высоком профессиональном уровне, обеспечивать усвоение учащимися учебной программы не ниже уровня государственных образовательных стандартов;
– проводить учебно–воспитательную работу в духе уважения к родителям, старшим, к культурно–историческим ценностям Республики Узбекистан, его государственному устройству, воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
– утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали, доброте, трудолюбию, гуманизму, патриотизму, правде, справедливости и другим добродетелям
– постоянно совершенствовать свои педагогические знания и мастерство;
– уважать честь и достоинство учащихся;
– готовить учащихся к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между народами;
– содействовать развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.
В законопроекте говорится, что в Узбекистана подготовку учительских кадров осуществляют профессиональные педагогические средние и высшие учебные заведения различных типов, видов и форм собственности.
В настоящее время проект документа находится на стадии общественного обсуждения. Он может быть изменен или отклонен.