В абсолютном большинстве случаев террористы – молодые люди до 30 лет. Начало их истории – лишение родительской заботы и внимания, а также травматичная юность, проведенная с многочисленными унижениями и утратами.
Эксперт по дерадикализации Юлия Денисенко поделилась своим опытом, рассказав какие обычно ошибки совершают родители при воспитании детей, которые в будущем могут подтолкнуть чадо на необдуманный поступок.
По ее словам, отсутствие эмоциональных связей в детей с родителями в последующем обычно компенсируется в их идеологическом или религиозном варианте.
«Другая крайность в воспитании, которая может способствовать деструктивному выбору во взрослом возрасте – предупредительный стиль семейного воспитания, который формирует инфантильный тип личности, когда у родных очень много страхов в отношении сохранения жизни и безопасности ребенка. Ребенку ставят запрет на любые действия, если они связаны хоть с малейшим риском. Например «чтобы не ударился, не укололся, не устал», родители выполняют за ребенка даже самые элементарные действия. В результате не развивается мелкая моторика, что затормаживает развитие психики. Поэтому эти дети обычно очень умные, но не могут применить свой интеллект. В детстве не обслуживали себя сами, поэтому никогда не станут самостоятельными в быту. Поэтому им близки идеи «быстрого рая», для достижения которого не нужно ничего делать, просто выйти на поле боя с автоматом», – рассказала она.
К слову 70% суицидов приходится именно на инфантильный стиль. Красивые, милые, но очень агрессивные, заниженная самооценка, постоянно нуждается в контроле. Нравственные нормы не выработаны, поэтому являются самыми ведомыми. Характерные черты — безразличное отношение к критике, равнодушие к другим, грубость, безответственность, беспомощность, избегание трудностей.
Учитывая то, что предпосылки радикализмами мы можем увидеть еще в раннем детстве, наиболее эффективным средством реагирования будет являться профилактика в раннем возрасте.
«Элементарная психологическая грамотность, привитая родителями, может решить едва ли не все проблемы, связанные с таким поведением в будущем. Но далеко не все родители уделяют этому должное внимание, думая, что его ребенка это не коснется в основном такие дети, оставшиеся без присмотра, быстро поддаются вербовки. Был случай, когда ко мне за помощью обратилась мать школьницы, после того как ее дочка по непонятным причинам сбежала из дому. Как оказалась позже девочка полностью попала под влияние радикальной религиозной ячейки. Родители, думая, что девочка занимается у себя в комнате уроками, даже это не предполагали. В результате школьница главной целью в жизни считала стать женой боевика или же умереть по его приказу. Вместе с будущим мужем она мечтала отправиться в Сирию, где это и должно было случиться», – рассказал Денисенко.
Особую группу особенно в Кыргызстане и Таджикистане, представляют дети трудовых иммигрантов, оставшихся без попечения и воспитания родителей, которые более уязвимы в виду постоянного психологического стресса.
«С другой стороны, фокус на вербовку несовершеннолетних сделан не случайно и обусловлен потенциалом, которым обладает молодежь. Если ребенок будет радикализован в подростковом возрасте, то с большой вероятностью оставшуюся жизнь он положит на достижение целей своей организации и ее лидеров, потенциально приведет туда же друзей, членов семьи и воспитает собственных детей в нужном формате, чем пополнит ряды верных членов группы», – заключила эксперт.