Премьер Казахстана предложил монополистам “сдаться” и не “вешать лапшу на уши”

Автор -

Как правительство страны конкретно будет выполнять поручение главы государства по снижению тарифов для населения? Ответ на этот вопрос можно было получить на днях в Таразе, где премьер-министр Бакытжан Сагинтаев провел совещание с руководителями республиканских ведомств и местных монопольных структур, предоставляющих населению коммунальные услуги, пишет Caravan.kz.

Как и ожидалось, кабмин будет жестко требовать от монополистов исключения из состава тарифов разного рода расходов на содержание административного аппарата – автомобилей, шикарных офисов, премий и бонусов…

Как отказаться от благ?

Совещание, которое состоялось в местной компании “Тараз су”, проходило в следующем ключе. Вышедшие руководители монопольных структур бодро доложили об образовании тарифа и понесенных расходах в рамках модернизации сетей.

Однако премьер, послушав минуту-другую, обрывал руководителей предприятий и тут же предлагал с ходу ответить на вопрос: как вы намерены снижать тарифы для потребителей? Внятного ответа никто так и не дал.

Понять местных поставщиков комуслуг несложно – относительно легко они добились сказочного повышения тарифов. Это позволяло безбедно существовать не только им самим, но и разного рода “дочкам” и “сестрам”, расплодившимся в последнее время в виде разного рода компаний. Одна “родственница” производит услугу, другая “передает”, еще несколько оказывают технические услуги и так далее. За все же расплачивается бедный житель Тараза, карманы которого, по представлениям монополистов, иначе как безразмерными не назовешь.

Пойти на снижение тарифов – значит отказаться от премий и бонусов или на худой конец пойти на сокращение штатов.

Так что плакаться в жилетку о непомерных расходах и о том, что государство не совсем представляет механизм тарифообразования, имело определенный смысл.

“Бозумбаев сказал”

К примеру, большие расходы понесли электроэнергетики.

– На сегодняшний день ТОО “ЖЭС” является крупной организацией с численностью персонала 1 736 человек. Одним из путей решения проблемы изношенности сетей является включение в тариф инвестиционной составляющей, – рассказал как на духу генеральный директор ТОО “ЖЭС” Алихан ДЖАРБУЛОВ. – С 2011 по 2018 год фактический объем инвестиций по ТОО “ЖЭС” составил 5,9 миллиарда тенге.

Финансирование инвестпрограммы осуществлялось полностью за счет собственных средств компании (амортизационных отчислений) без привлечения займов и кредитов.

Достигнутые фактические показатели исполнения инвестиционных программ превышают утвержденные показатели. Ежегодно значительная часть инвестиций направляется на реконструкцию существующих трансформаторных подстанций. В 2011–2018 годах были выполнены работы по строительству и реконструкции 17 подстанций 220-110-35 кВ на сумму 1,02 миллиарда тенге.

Чтобы не утомлять себя и присутствующих внушительными, но малозначащими в данный момент цифрами, премьер прервал докладчика.

– Всё, ясно! Расскажите, пожалуйста, как вы собираетесь снизить тарифы для потребителей?

Ответ на этот вопрос у Джарбулова, бывшего руководителя Регионального командования “Юг”, был готов.

Премьер посоветовал монополистам

Премьер посоветовал монополистам «сдаться», как герои фильма “Джентльмены удачи”, памятник которым установлен в Таразе

 

– Министром энергетики Канатом Бозумбаевым было сказано о предстоящем снижении цены на газ для Жамбылской ГРЭС. Наши экономисты посчитали, что если на источнике стоимость топлива будет снижена на 10 процентов…

– Алихан Бримжанович! То, что вы рассказываете, – это для тех, кто не знает процесс тарифообразования. Я, слава богу, семь лет проработал в антимонопольном ведомстве. Вот здесь сидит действующий руководитель антимонопольного агентства. И нам не надо вешать лапшу на уши. То, что вы говорите, – это косвенная составляющая вашего тарифа. Вы скажите, что вы от себя сделаете? Вы же мопонолист! Что говорят ваши экономисты?

– Я и говорю: если стоимость топлива…

– Нет, вы скажите не о Жамбылской ГРЭС, а о своих затратах: как вы будете снижать их?

– Если стоимость топлива для Жамбылской ГРЭС снизится на 10 процентов, то передача энергии снизится на 7,5 процента! – стоял на своем Джарбулов. – Это составляет 40 тиынов.

– Но у вас же есть свои собственные затраты? – не отступал премьер.

– Ну естественно…

– Я об этом и спрашиваю: что вы сделаете со своими собственными затратами?

Но ответа на этот вопрос не было, и в зале повисла тишина.

Тогда премьер разрядил обстановку.

– “Джентльмены удачи” смотрели? Помните момент, когда герои выходят с поднятыми руками и говорят: “Сдаемсу!”. Вам тоже надо поднять руки и сказать: мы сами снизим тарифы– и в шутку, и всерьез сказал Сагинтаев.

Кончилось тем, что премьер посоветовал Джарбулову вызвать своих экономистов и “своим генеральским голосом поручить снизить тарифы”. На том и порешили.

– Понятно, – неохотно, но четко проговорил генерал.

Совет от премьера

В аналогичном ключе доложил о былых успехах тарифообразования и руководитель ГКП “Тараз су” Марат СМАИЛОВ. Он рассказал о полученном миллиардном кредите со стороны международного банка на исполнение инвестиционной программы, а также о подорожавшей в городе еще в прошлом году воде на 36 процентов, с 55,43 тенге до 75,47 тенге. При этом было подчеркнуто, что этот тариф гораздо ниже, чем в других городах.

Премьер тут же возразил.

– Не надо сравнивать тарифы с другими городами, где уровень доходов значительно выше. Если вы поставите тариф в 86 тенге, как в Караганде, или 105 тенге, как в Актау, жамбылцы его не потянут!

Сагинтаев пояснил: никто не говорит, чтобы в тарифе вы исключили инвестиционную составляющую.

– Вопрос в другом, – сказал он. – В тарифе вашем сидят другие ваши расходы: путевки, командировки, кабинеты, ремонты, машины, дивиденды и так далее. Президент об этом говорит! Сократите эти статьи, тогда вы получите снижение тарифов!

Руководители монопольных предприятий были явно огорчены прошедшей встречей. Причем им дали понять: снижать тарифы необходимо обоснованно, а не для того, чтобы отстали. И лучше сделать это хоть и с подсказки, но по своей воле, пусть даже в добровольно-принудительном порядке. Иначе проверок по тарифообразованию не избежать.

Также премьер подчеркнул:

– Некоторые компании включают в тариф даже будущие кредиты, которые в итоге не были получены. И люди платят за этот несуществующий кредит. С этим надо разбираться!

Поделитесь новостью