Европейский банк реконструкции и развития назвал госдолг Казахстана критическим. Совокупный его размер составил 28 трлн. тенге, или 48,9% к ВВП. В том числе долг правительства – 10 трлн., Нацбанка – 4,2 трлн. тенге, местных исполнительных органов – 0,13 трлн., национальных компаний – 13,65 трлн. Среди самых крупных кредиторов Казахстана – Международный банк реконструкции и развития, Азиатский банк реконструкции и развития, а также Японское агентство международного сотрудничества. Сможет ли страна рассчитаться по долгам? Не лягут ли столь колоссальные выплаты на плечи обычных граждан? Об этом camonitor.kz поговорил с экспертами.
Андрей Кочетков, аналитик компании «Открытие Брокер»: «Внешние заимствования стоит осуществлять лишь для финансирования критичных проектов»
Любой долг – это пассив, поэтому его наращивание должно происходить при тщательном анализе будущих доходов. Особенно это актуально для государственных финансов, поскольку неспособность государства отвечать по своим обязательствам сокрушительно действует на всю экономику и социально-политическую систему страны. В этой связи стоит вспомнить ситуацию 1998 года в РФ, когда дефолт по внешним обязательствам чуть не привел к катастрофе, сравнимой с развалом Советского Союза.
Конечно, прогнозы на 20 лет вперед обладают низкой эффективностью, но служат предупреждением. Казахстан, как и все 14 бывших республик СССР, кроме РФ, начал свое существование без какой-либо внешней задолженности. Однако 27 лет независимости для многих постсоветских стран стали периодом бесконтрольного и бездумного заимствования при дефицитных бюджетах. На примере Турции и Аргентины хорошо видно, к чему приводит политика двойного дефицита.
РФ выучила этот урок на своём тяжелом примере. Текущее состояние финансов государства уже не вызывает особых беспокойств, так как международные резервы не только позволяют снизить риски по внешним обязательствам, но даже расширяют возможности экспорта капитала.
Соответственно, внешние заимствования стоит осуществлять лишь в том случае, если требуется финансирование критичных проектов по развитию национальной экономике или есть необходимость временного финансирования расходов, чтобы не допустить обрушения государственных финансов. Обеспечение текущих расходов бюджета за счет внешних средств – это прямой путь к потере финансовой, а затем и политической независимости.
Поэтому стоит самым серьезным образом отнестись к предупреждению ЕБРР по поводу ситуации с долгом Казахстана. Конечно, политика государственной экономии часто отвергается экономистами западной либеральной школы. Однако она может быть относительно безопасной при условии наличия в стране собственного эмиссионного центра. То есть при таком условии внешний долг фактически становится внутренним. США, Япония, Великобритания живут в таком режиме.
Однако для стран с валютами ограниченной ликвидности такой путь не может быть приемлемым. Они обязаны крайне взвешенно подходить к внешним заимствованиям, ограничивая показатель внешнего долга. Более того, строгая политика в области заимствований постепенно формирует базу для заработка на собственных резервах. То есть, государство уже сможет не только накапливать средства, но и использовать их для расширения своих финансовых возможностей. Другой путь – это превращение в государство со 100-процентным риском дефолта, поскольку при чрезмерном долге правительство не в состоянии контролировать собственную экономику.
Выход из ситуации только один: балансировка расходов и доходов с одновременным стимулированием внутренней экономической активности. У Казахстана для этого есть все необходимые возможности: достаточно образованное население, неплохая база природных ресурсов, обширная территория и хорошие экономические связи с соседними государствами. Соответственно население готово терпеть периоды экономии с достаточно стабильной валютной политикой, но вряд ли оно сможет удержать себя в рамках спокойствия, если в стране периодически будут происходить валютные и экономические кризисы.
Асет Наурызбаев, финансовый аналитик: «Дефолт грозит временным параличом экономической жизни»
Если бы страна занимала деньги на развитие, это было бы прекрасно. Однако пока мы видим, что она берет в долг для поддержания уровня жизни, поскольку рост заимствований не ведет к соответствующему росту ВВП.
Госдолг нужен государству главным образом для контрциклического регулирования экономики – поддерживать ее в кризисы и «охлаждать» в периоды бурного роста. Другая цель госзаймов – выполнение госпрограмм, чего желательно избегать, поскольку все программы развития могут выполняться в рыночной среде, если развиты институты развития.
Большой долг опасен своим влиянием на бюджет – исполнение обязательств по долгу изымает из него деньги, которые можно было бы направить на другие цели. Крайним случаем является невозможность бюджета исполнять эти обязательства – то есть, дефолт. Он грозит временным параличом экономической жизни, разрывом устоявшихся хозяйственных связей, что ведет к кратковременным перебоям в хозяйственной деятельности – отсутствию нужных импортных товаров.
Как бороться с большим госдолгом? Ответ на этот вопрос такой же, как и в случае с желающими похудеть – перестаньте столько есть. Не нужно делать столько заимствований, займы должны осуществляться только под увеличение выпуска товаров и услуг.
В целом пока не видно угроз бюджету из-за величины госдолга, тем более невозможно предсказывать такие угрозы в горизонте 20 лет. Зачем уважаемый банк делает такие бессмысленные прогнозы – известно только его руководству. Может быть, хотят подтолкнуть к тому, чтобы у него заимствовали.
Артем Деев, ведуший аналитик AMarkets: «Фактически уровень долговой нагрузки приближается к предельному уровню 100% ВВП»
Долг Казахстана перевалил за 15 трлн. тенге, более 90% которого и есть сам госдолг. Куда меньшая часть приходится на гарантированные государством обязательства и внутренний долг по поручительству.
Прежде всего, стоит отметить катастрофические темпы роста внутреннего долга, то есть финансовых обязательств государства, возникших из-за привлечения для выполнения программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
Общий долг квазигосударственного сектора, а именно трех субъектов – АО «ФНБ «СамрукҚазына», АО «НУХ «Байтерек» и «КазАгро», увеличился на 6% и составил чуть более 14,1 трлн. тенге, или 42,5 млрд. долларов.
Суммарно долг правительства Казахстана и внешний долг субъектов квазигосударственного сектора в 2017 году достигли 55,5 млрд. долларов, что составляет 96,2% валютных активов Национального фонда (57,7 млрд.).
Фактически уровень долговой нагрузки приближается к предельному уровню 100% ВВП. Рост задолженности свыше данного значения существенно повышает риск финансовой стабильности. Еще более важная и актуальная проблема – близость Казахстана к ситуации, когда выплаты по займам могут обогнать нехватку средств в казне государства.
Анна Бодрова, старший аналитик инвестиционной компании «Альпари»: «Важно, чтобы госдолг вовремя и эффективно обслуживался»
Нет ничего критичного в росте госдолга, если страна привлекает финансовые средства под развитие, инфраструктурные проекты и прочие потребности. Здесь важно, чтобы госдолг вовремя и эффективно обслуживался, и тогда серьезных последствий для экономики, которыми любят пугать противники подобного рода схем, не случится.
У России госдолг составляет сейчас 12,6%, у Китая – 47,6%, у США – 105%, у Японии – 253% к ВВП. Если для Казахстана здесь и есть риски, то они явно преувеличены.
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: «В отдаленном будущем экономика Казахстана может столкнуться с трудностями»
Европейский банк реконструкции и развития основан в 1991 году специально для того, чтобы инвестировать в экономику развивающихся стран, а также осуществлять консультации, выдавать финансовые гарантии и оказывать прочие услуги. Все это требует составления долгосрочных прогнозов. Я не исключаю, что в отдаленном будущем экономика Казахстана может столкнуться с определенными трудностями, но сейчас все ее основные показатели находятся в норме.
Государственный долг республики на 27 ноября с.г. составляет 14,3 трлн. тенге. Ожидаемый объем ВВП в текущем году может достичь 53,6 трлн. тенге. По моему мнению, это хороший средний уровень на фоне других экономически устойчивых развивающихся стран, таких, как Чили, Индонезия, Перу. У России госдолг/ ВВП ниже и равен примерно 15%, в Китае выше – 42%. В развитых странах он исторически выше: США – 107%, Франция – 92%, Великобритания – 89%, Германия – 71%, Япония – 238%.
Такие же высокие показатели соотношения госдолг/ВВП у развивающихся стран как раз и свидетельствуют о больших проблемах и рисках в экономике. Это наблюдается в таких слаборазвитых африканских странах, как Гамбия (120%), Мозамбик (88%), Судан (66%), а также в отдельных ближневосточных государствах, находящихся рядом с зонами военных конфликтов: Ливан (148%), Йемен (85%), Иордания (95%).
По отношению к годовым доходам госбюджета Казахстана его же совокупный госдолг равен примерно 45% и тоже находится на уровне других развивающихся стран. Соответственно, я полагаю, что определенные риски для казахстанской экономики могут появиться лишь в случае, если госдолг/ВВП превысит 60%. Этого, конечно, лучше избегать.
Однако можно отметить, что у соседнего Кыргызстана данный показатель уже сейчас достигает 57%, и это пока не мешает его экономике развиваться. В уточненном прогнозе социально-экономического развития Казахстана на 2019-2023 годы заложена цена на нефть на уровне 55 долларов за баррель. При ней экономика будет стабильной, а в случае более высоких цен начнет расти опережающими темпами.
Айкын Конуров, руководитель фракции КНПК в мажилисе: «Казахстан занимает в основном на проекты развития, на которых можно заработать»
Прежде всего хотелось бы отметить, что сравнивать по величине госдолга США и весь остальной мир не совсем корректно. Обозначить эту ситуацию можно крылатым выражением времен Римской империи: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку». В узком клубе «юпитерианцев», для которых госдолг означает расширение возможностей, на сегодня состоят независимые центры эмиссии: США (ФРС), Англия, Евросоюз, Япония и частично Китай. Всем же остальным приходится выстраивать свою денежно-кредитную и бюджетную политику согласно правилам игры, которые были приняты в Бреттон-Вуде в 1944 году и доработаны на Ямайке в 1976-м.
США пошли еще дальше и в конце 1980-х приняли для всех остальных стран так называемый Вашингтонский консенсус, который требует минимизировать дефицит бюджета, либерализовать финансовые рынки, дерегулировать экономику. Таким образом, говорить, что мы находимся в других условиях относительно развивающихся стран, не приходится: «поле боя» у нас одно, только возможности и резервы разные.
У Казахстана и у схожих сырьевых экономик России и Азербайджана есть определенный запас прочности в виде золотовалютных и сырьевых резервов. Также наша страна привлекательна с точки зрения транзита грузов, развития инфраструктуры и передислокации предприятий из КНР, и все это осуществляется хорошими темпами.
Казахстан занимает в основном на проекты развития, на которых можно заработать. С учетом того, что госдолг у нас ограничен 60% к ВВП, а существующий сейчас показатель еще далек от предельной отметки, можно предположить, что ЕБРР сгущает краски. Делать такие долгосрочные прогнозы в условиях усиливающейся турбулентности на глобальных рынках и эскалации международной напряженности – дело неблагодарное. Скорее всего, это плановый прогноз, который будет корректироваться с изменением мировой ситуации.