Поиск интересных для казахстанской аудитории документов WikiLeaks напоминает копание в стоге сена – файлов масса, однако большинство из них рядовые сообщения американских дипломатов Госдепартаменту США. Но зато иногда попадаются такие «жемчужины», что диву даешься.
Вот, например, документ от 26.08.2009 года на тему «Казахстан: дела AES для арбитража, но с желанием пойти на компромисс». Из него становится ясно, что от среднего зятя Назарбаева страдают не только казахстанские предприниматели, но и американские инвесторы. В частности, американская энергетическая компания AES, ранее владевшая Экибастузской ГРЭС-1 и угольным разрезом «Майкубен Вест», которые казахстанские власти вынудили продать «Казахмысу».
Сейчас AES контролирует несколько ТЭЦ и гидроэлектростанций в Восточном Казахстане, плюс региональные распределительные электросети. Именно они оказались интересными для Тимура Кулибаева, после чего американский инвестор был подвергнут атаке со стороны казахстанских госорганов. В том числе на него был наложен гигантский штраф якобы за монополистическую деятельность на сумму более чем 200 миллионов долларов.
Понятно, что американский посол (Ричард Хоугланд) не мог остаться в стороне и посетил 20 августа 2009 года Восточно-Казахстанскую область, где переговорил с вице-президентом AES Майком Джонаганом и встретился с акимом Бердибеком Сапарбаевым. Последний выразил надежду на мирный исход конфликта между AES и казахстанскими властями.
Зато вице-президент AES Майк Джонаган был куда пессимистичнее. Цитируем:
«Джонаган, однако, неофициально сказал послу, что в ход игры вовлечены другие силы, например, зять президента Назарбаева миллиардер Кулибаев явно проявляет личный интерес к гидроэлектростанциям AES. Поскольку такие лица намереваются повлиять на исход дела, правительственная сторона начинает пересматривать свои обязательства по созданию благоприятных условий для инвестиций AES».
В принципе, мы и раньше подозревали, что AES не по собственному желанию продала Экибастузскую ГРЭС-1 и угольный разрез «Майкубен Вест» «Казахмысу», пусть и за кругленькую сумму. Плюс было понятно, что информационная и исковая атака со стороны правительства на американского инвестора не случайны. Но мы не знали, в чьих интересах. Теперь становится понятно, что Астана «отжимала» AES не только для «Казахмыса» и Владимира Васильевича Ни, но и для Тимура Кулибаева. Правда — видимо, благодаря вмешательству Вашингтона, — пока не дожала.
Плюс свою роль сыграло то, что AES имела большой шанс выиграть арбитражный процесс, который она запустила 10 августа 2009 года. Вот как это описано в сообщении посла Хоугланда:
«10 августа AES послала премьер-министру Масимову уведомление о дискуссии, являющееся «спусковым крючком» для арбитража, но непосредственно не начинающее арбитражный процесс. Уведомление о дискуссии начинает период, когда обе стороны обдумывают свои взгляды, перед тем как совершать дальнейшие действия, и надеются вести переговоры в хорошем ключе. Если за этот период не будет достигнуто согласие, то начнется арбитражный суд».
Далее в файле приводятся слова вице-президента AES Майка Джонагана, который, объясняя возможные варианты действий своей компании, заявил:
«AES предпочла бы избежать арбитража и хотела бы усовершенствовать Соглашение с Алтаем 1997 года, по которому AES получила гидроэлектростанции в восточном Казахстане». Он сказал, что такие изменения могут привести к тому, что Казахстан получит «слегка больший кусок пирога». Джонаган признал, что в 1997 году Казахстан продал AES станции слишком дешево, но добавил, что «проблемой Казахстана является не AES».
Что-то нам подсказывает, что больший кусок пирога получил бы не столько Казахстан, сколько какая-нибудь частная структура, близкая к Назарбаеву, Тимуру Кулибаеву или, в крайнем случае, к Кариму Масимову. Как это случилось с Экибастузской ГРЭС-1 и угольным разрезом «Майкубен Вест», которые в основном достались частному «Казахмысу». Тому самому, чьим тайным бенефициаром, по мнению зарубежных исследователей, является казахстанский «лидер нации».
Другая информация, которая наверняка заинтересует казахстанскую аудиторию, это отношения иностранных инвесторов и назарбаевских наместников в регионах, в данном случае — акима ВКО Бердибека Сапарбаева. Эта сфера, к сожалению, непрозрачна и темна, хотя разговоров и слухов о том, как разбойничают местные вожди, ходит много.
Еще одна цитата из сообщения американского посла Госдепартаменту США:
«Согласно словам Джонагана, Сапарбаев оказался втянутым в политический скандал вскоре после вступления в должность. В ответ на экономический кризис в этом почти индустриальном регионе аким совершил претенциозную и дорогую реконструкцию областного административного здания и близлежащих территорий. Он также упразднил несколько высоких вечнозеленых деревьев, чтобы улучшить вид города, и распорядился заменить все бордюры новыми, бетонными, изготовленными на фабрике в Шымкенте, которой владеет его сын. Предприимчивые и любознательные местные журналисты рассекретили условия этого прибыльного контракта, что, по словам Джонагана, вызвало большой общественный протест. Такая реакция не остановила реконструкцию».
Однако, как ни странно, скандал вокруг инвестиционной активности Бердибека Сапарбаева сыграл на руку AES:
«Джонаган сказал, что это косвенно помогло AES, потому что аким стал более сговорчивым и признал, что компания вносит большой вклад в экономику региона. «Когда Сапарбаев занял свою должность, — сказал Джонаган, — он намеревался убрать AES из Казахстана. После же скандала он понял, что ему не следует заводить себе новых врагов».
Далее в документе содержатся подробности личной встречи американского посла и руководства AES. В частности, вице-президент AES Джонаган сказал, что акционерное общество, которым, как он подозревает, руководит Тимур Кулибаев, «сильно надавило» на гидроэлектростанции.
«Два или три года назад, — сказал он, — кто-то похожий на Кулибаева дал распоряжение начать эти судебные дела против нас. Кулибаев лично заинтересован в покупке акций обеих станций. Сейчас он снова вернулся в игру, как и заместитель председателя «Самрук-Казыны», который владеет «Самрук Энерго» и гидроэлектростанциями». «Он развязал эти судебные тяжбы и намеревается довести их до конца».
Учитывая, что теперь Тимур Кулибаев председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» (речь идет о 2011 годе — KZ.MEDIA), а интересы Пекина и китайских инвесторов сегодня куда важнее для Астаны, чем беспокойство Вашингтона и американских компаний, можно предположить, что AES доживает в нашей стране последние месяцы. И будет вынуждена все-таки покинуть Казахстан, пусть и не бесплатно, в пользу неких частных структур и ФНБ «Самрук-Казына».
Следующий абзац нас поразил, поскольку свидетельствует о том, что американские дипломаты отлично знают, кто такой Тимур Кулибаев и чем он занимается. Цитируем сообщение посла Хоугланда Госдепартаменту США:
«В ответ на решение AES обратиться в Международный арбитраж Джонаган сказал, что правительство обратилось в международную правовую организацию, чтобы представить свои интересы, это та же самая фирма, которая представляла их во время тяжбы с компанией «K-Mobile». (Заметка: Согласно словам Джонагана, во время тогдашних разбирательств Кулибаев «украл компанию» за тысячу долларов, а продал российскому сотовому оператору «Beeline» за 350 миллионов. Конец заметки)».
Новостью для нас оказалось то, что даже крупные американские инвесторы не могут встретиться с премьер-министром РК, если это не в интересах родственника Нурсултана Назарбаева. Цитируем:
«Джонаган говорил, что в течение шести лет пытался встретиться с премьер-министром Масимовым и его предшественниками, дабы обсудить деятельность AES в Казахстане, но те этого делать не собираются. Он попросил посла поднять этот вопрос во время следующей встречи последнего с премьер-министром, и тот согласился».
И здесь любопытен комментарий американского посла:
«Хотя существуют проблемы в отношениях между AES и правительством Восточного Казахстана, аким высоко оценивает налоговые выплаты компании и социальные вклады. Если это был исключительно местный спор, он будет, вероятно, решен полюбовно. Однако усилия Кулибаева приобрести эти гидроэлектростанции путем политического и юридического давления на компанию могут усложнить разрешение текущего судебного разбирательства и неблагоприятно повлиять на дальнейшее присутствие AES в Казахстане».
Подводим итоги. Благодаря WikiLeaks мы достоверно узнали, что:
- во-первых, в Вашингтоне благодаря сообщениям американских дипломатов из Астаны прекрасно знают, каков реальный бизнес-климат в Казахстане и кто у нас тут правит бал;
- во-вторых, даже поддержка Соединенными Штатами Америки своих компаний не обеспечивает американским инвесторам защиту от казахстанского правительства, в лучшем случае их выбрасывают из проектов и страны не бесплатно;
- в-третьих, если от рук Тимура Кулибаева страдают такие крупные компании, как гигант AES, то казахстанскому бизнесу не на что надеяться вообще, он обречен быть кормом для родственников Назарбаева;
- в-четвертых, история с захватом «БТА Банка» казахстанским правительством не случайна — Назарбаев вместе со своим родственниками и приближенными пытается получить контроль над любым крупным бизнесом в стране, и не важно, кому он принадлежит.
Интересно, читают ли документы WikiLeaks иностранные инвесторы? Те самые, которых последний год всячески заманивают в страну и сам Назарбаев, и премьер-министр, и глава ФНБ «Самрук-Казына», и прочие чиновники? Если не читают, то сильно рекомендуем им сделать это.
Потому что из переписки американского посольства в Астане и Госдепартамента США становится ясно: казахстанские природные ресурсы — это только приманка для иностранных инвесторов, которых заманивают в страну для того, чтобы они вложили у нас свои деньги и принесли новые технологии. Ну а потом, как только они все это сделают, их выкинут под каким-нибудь благовидным предлогом. Такова подлинная инвестиционная политика «Ак орды» при Назарбаеве.
Ниже предлагаем вам перевод депеши американского дипломата.