Будь Гульнара Каримова, старшая дочь покойного президента Узбекистана Ислама Каримова, жива, властям страны не пришлось бы второй раз показывать вместо неё двойника. Три года назад, когда допросить отбывающую тюремный срок Каримову пожелали швейцарские следователи, им предъявили женщину, которая, хоть и походила на Гугушу лицом, оказалась сантиметров на 20 ниже высокой и статной президентской дочки. И вот теперь – очередной выход «дубля» Каримовой в Дубае, говорится в статье на сайте «Версия»:
В начале октября узбекская пресса раструбила: «Гульнара Каримова наконец-то нашлась!» Мало того, что она жива и здорова, она больше не за решёткой – поселилась в дубайском отеле и готовится вылететь в Лондон. Застрельщиком добрых новостей оказалась узбекская редакция «Радио Свобода» («Озодлик»), однако мистификация родилась не в редакции. Сообщениям о нахождении Каримовой в Дубае предшествовала публикация в социальной сети дочери Гульнары Каримовой, Иман. Девушка опубликовала короткий пост: «Мама дома!» Кто и зачем вынудил Иман Каримову написать то, что она написала, мы не знаем, зато сразу вспомнилось, как пару лет назад новость о том, что Гугуша (сценический псевдоним Каримовой; под этим именем она выпустила музыкальный компакт-диск) вот-вот объявится на свободе, сообщил её сын, Ислам Каримов-младший. Позже он, правда, это сообщение дезавуировал и рассказал нечто совершенно противоположное: мол, спецслужбы Узбекистана отравили его вместе с матерью. Ядом было «вещество, которое включало в себя тяжёлые металлы», – сообщила узбекская служба Би-би-си.
Правду о Гульнаре Каримовой президент Узбекистана так и не рассказал
Заступая два года назад на пост президента Узбекистана, сменщик Ислама Каримова Шавкат Мерзиёев публично пообещал (дословно) «рассказать правду о Гульнаре Каримовой». Но так и не рассказал. Какую такую «правду» глава государства собирался поведать своим гражданам, остаётся гадать, однако с тех пор власти страны могли не раз предъявить почтеннейшей публике живую Гульнару, развеяв тем самым все слухи о том, что её нет в живых. Собственно, дважды Гульнару как бы демонстрировали, вот только сотрудники швейцарской прокуратуры, прилетевшие в Ташкент, чтобы допросить президентскую дочку, по их же словам, вместо женщины ростом 180 сантиметров увидели похожую на Гугушу, но заметно менее высокую даму. И вот теперь эта мистификация с дубайским отелем. А ведь некую Гульнару Каримову действительно поселили в гостиницу вместе с телохранителями (загодя забронировали несколько номеров люкс). Журналистам «Озодлик» даже позволили сфотографировать экран компьютера на ресепшене с открытой страницей внутренней информации о постояльце. Там фото Гульнары Каримовой, вполне узнаваемое, и её данные – информация о брони. И это точно не дочь миллиардера Сулеймана Керимова Гульнара, с которой Гугушу якобы «перепутали» постояльцы отеля. Операцию готовили более чем серьёзно – просто в очередной раз не нашлось подходящего двойника. В самом деле, непросто найти похожую на Гугушу узбечку высокого роста.
В итоге похожую женщину подыскали – именно она прогуливалась у бассейна в отеле и попала на несколько любительских снимков. Действительно, лицом – очень похожа. А росточком таки да, малость не дотянула – от силы 165 сантиметров. Но, видимо, те, кто устраивал «Гугуше»
выход в свет, решили, что и так сойдёт. Ибо поначалу она даже снимала трубку, когда журналисты звонили ей в номер. «Вы Гульнара Каримова?!» – «Да, я». Однако затем трубку снимать перестали, а Генпрокуратура Узбекистана опровергла, что Гульнару Каримову отпустили на свободу: «она отбывает наказание в установленном порядке». Согласитесь, странная история. Сотрудникам «Озодлик» сообщают, в каком отеле Дубая проживает Гульнара. Показывают её, прогуливающуюся у гостиничного бассейна. Сообщают телефон номера и дают возможность побеседовать с ней, пусть и кратко. Наконец, демонстрируют страничку гостиничной регистрации с персональными данными Гугуши. А в конце – нет, извините, это не Гульнара, Гульнара сидит в тюрьме. Ошибочка вышла.
Похоже на то, что появление в Дубае Гульнары Каримовой задумывалось как многоходовка. С одной стороны, сомневающиеся, что Гугуша жива, должны были, лицезрев её своими глазами, убедиться в том, что узбекские спецслужбы никого не убивали. И ради этого в Дубай пригласили корреспондентов «Озодлик». Но показать живую Гугушу – полдела, а запротоколировать её присутствие на этом свете, так сказать, документально – это уже совсем другой коленкор. Ради этого в Дубай позвали киевских прокуроров, раскручивавших историю двоюродного брата Гугуши, Акбара Абдуллаева, больше года просидевшего в киевском СИЗО, а позже и в специзоляторе СБУ. Киевских гостей ждали 3 октября, обещав предоставить им Гульнару Каримову «для беседы» (читай для допроса), но те припозднились на сутки. И поучаствовать в представлении им, таким образом, не довелось – к 4 октября маски были сброшены, и в Ташкенте признали, что та Гугуша, которую засекли в Дубае, на самом деле никакая не Гугуша.
Тем не менее представителям прокуратуры Киева предоставили и адрес отеля (тот же самый, который был и у журналистов «Озодлик»), и телефон гостиничного номера. Вероятно, киевлянам отводилась та же задача, что и ранее их коллегам из Швейцарии, – зафиксировать документально присутствие Гульнары Каримовой на этом свете. Узбекские силовики для этого не годились, это выглядело бы подозрительно. И вот сорвалось во второй раз.
Мухаммад Салих, узбекский оппозиционный политик:
– Если бы Гульнара Каримова была жива, её бы давно предъявили общественности. Но вот уже дважды спецслужбы предъявили нам кого-то не того: то рост не тот, то возраст. Значит, показывать всё-таки некого? Недавно прошёл флешмоб в интернете – «Покажите Гульнару Каримову!». Её дети неоднократно заявляли, что они якобы «на связи» с матерью. Но никаких доказательств того, что они действительно «на связи» с ней, не последовало. Президент Мерзиёев уверял, что после выборов он откроет всю информацию по Гульнаре, но прошло два года, а мы так ничего и не узнали. Значит, Гугуша всё-таки скорее мертва, чем жива. И тот, кто покрывает её убийство, по всей видимости, может быть как-то связан с этим преступлением. Это, конечно, всего лишь догадки, но под ними есть почва. Узбекские власти легко могли бы развеять все наши сомнения, но они этого не делают. И президент в такой ситуации рискует оказаться нерукопожатным.
Корреспондентов «Озодлик» спецслужбы использовали втёмную
Ради чего, собственно, разыграли весь этот дешёвый спектакль в дубайском отеле? В середине октября ожидался визит президента России в Узбекистан. По слухам, с Мерзиёева взяли слово, что к тому моменту со всеми недомолвками касательно старшей дочери его предшественника будет покончено. Если правда то, что Гульнару похоронили ещё 5 ноября 2016 года на ташкентском кладбище «Минор», то об этом придётся сообщить широкой общественности. Возможно, переложив при этом ответственность на отстранённого год назад шефа Службы национальной безопасности Узбекистана Рустама Иноятова. Но в том-то и дело, что Иноятова хотя и отстранили от службы, но не вполне отодвинули от власти – он до сих пор состоит советником при президенте. Поэтому максимум, что смогли сделать узбекские власти – устроить неуклюжую постановку с дефиле дубля Каримовой у бассейна дубайского отеля. «Мы старались, но у нас ничего не вышло». Ну а корреспондентов «Озодлик» просто использовали втёмную.
Иноятов лично держал на контроле дела, связанные с Гульнарой Каримовой. Дотянулся он даже до Лондона, куда, от греха подальше, Гугуша отправила своего старшего отпрыска, Ислама Каримова-младшего. Чтобы создать видимость, что Гульнара жива, Иноятов подбил Каримова-младшего на публичное выступление. Но Каримову-младшему хватило ума, чтоб и приказ Иноятова выполнить, и всю правду сказать: «Весть о смерти моей мамы, Гульнары Исламовны, облетела весь мир. По этой причине я решил написать вам это письмо». И далее: «Я хотел обратиться в посольство Узбекистана в Лондоне (чтобы прояснить ситуацию, жива Гульнара Каримова или нет. – Ред.), но потом моя сестрёнка Иман позвонила и развеяла все слухи». Другими словами, со своей матерью он так и не побеседовал. И при этом доверился телефонной беседе с младшей сестрой, которая к тому времени три года как сидела под арестом!
В свою очередь, прочие родственники Гульнары Каримовой убеждены: дочери бывшего президента давно нет в живых. Племянник Ислама Каримова, Акбар Абдуллаев, давая письменные показания киевскому прокурору Марине Ким, сообщил: он боится выдачи в Ташкент, где «его непременно убьют, как убили Гугушу». А проживавшая в Крыму сестра вдовы президента, Тамара Собирова, также признавала, что Гульнару Каримову убили. Кстати, крымскую недвижимость старшей дочери узбекского президента в Береговом на южном берегу выставили на торги буквально через неделю после сообщения о её похоронах – 12 ноября 2016 года.
Будь Гульнара жива, её бы давно предъявили народу
Между тем узбекские спецслужбы то и дело устраивают манипуляции, призванные свидетельствовать о том, что Гугуша Каримова жива. Так, в августе они организовали «утечку» – мол, Гульнару выпустили из тюрьмы и вот-вот доставят домой, на улицу Садика Азимова. Каримова, дескать, отсидела половину срока и досрочно выходит на свободу. Но журналисты напрасно прождали Каримову несколько дней у её ташкентского дома. Тем не менее ажиотаж спецслужбам удалось создать – мол, видите, Гугуша жива! Её ждут журналисты!
Нынче в Ташкенте весьма популярен слух о том, что Гульнара Каримова якобы давно уехала в Израиль, а вместо неё в тюрьме отбывает срок подставное лицо. Если бы так и было, властям ничего не стоило бы устроить разок фотосессию с участием старшей дочери покойного президента, после чего все подозрения отпали бы сами собой. Но фотографировать, похоже, уже некого – равно, как и предъявлять общественности. Кстати, догадавшихся о подлоге швейцарских следователей пришлось умасливать лично Шавкату Мерзиёеву. И, похоже, их удалось заставить держать языки за зубами, ибо первая информация в прессе о 23-часовом допросе «Гугуши» появилась в Wall Street Journal лишь месяц спустя. Понятно, не от самих швейцарцев, которые ничего внятного и не рассказали. Кстати, после допроса показания «Гугуши» так и не были подшиты к уголовному делу, которое расследовали европейские гости. Чем не показатель?! Если предположить, что Гульнара Каримова всё-таки жива, то, отсидев срок от звонка до звонка, она должна выйти на свободу не позднее августа 2020 года. Таким образом, у властей Узбекистана остаётся почти два года на то, чтобы что-то придумать.
КСТАТИ
Таинственное исчезновение, а возможно, и гибель Гульнары Каримовой – не единственное подобное происшествие. В семьях бывших и нынешних руководителей стран СНГ случались похожие инциденты. Очень похожий конфликт в своё время пережила и дочь украинского президента Леонида Кучмы Елена. В середине 90-х она была замужем за предпринимателем Игорем Франчуком, сыном влиятельного крымского политика. Франчук-младший занимался, в частности, морскими портами и на этой почве что-то не поделил с крымскими организованными преступными группировками. И те постарались рассорить президента и его зятя, причём весьма успешно. Франчука обвинили в том, что он якобы финансирует антиукраинские, пророссийские движения и партии в Крыму. Леонид Кучма пришёл в бешенство. Будь у него темперамент чуть более «южный», не избежать бы Елене Франчук судьбы Гульнары Каримовой. Но Кучма, отойдя от гнева, принял «цивилизованное решение» – заставил Елену и Игоря оформить развод. Менее чем через год президент нашёл себе нового зятя – им оказался украинский миллиардер Виктор Пинчук.
У президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова непростые отношения с племянниками – сыновьями его сестры Гульнабат. Они у него лихие ребята, про них говорят, что они буквально монополизировали ввоз в страну алкоголя и табачных изделий. Один из племянников прославился тем, что избил следователя, возбудившего в отношении его уголовное дело, другой – регулярными домогательствами к жёнам, дочерям и просто спутницам высокопоставленных чиновников. Последний раз, в августе, дело закончилось перестрелкой в ресторане «Даг Дан» неподалёку от Ашхабада. Заступившийся за девушку посетитель, как сообщила туркменская пресса, «вынужден был в итоге застрелиться» – такие вот странные восточные нравы. В общем, после этого инцидента всех племянников по приказу Бердымухамедова в одночасье сгребли и увезли в неизвестном направлении. Теперь их содержат, хоть и не в тюрьме, «за решётками и под охраной». Об их судьбе, признаться, известно даже меньше, чем о Гугуше Каримовой.
А в Киргизии вышло вообще всё наоборот. Там сын бывшего президента Максим Бакиев оказывал, как признавали эксперты, «колоссальное влияние» как на своего отца, Курманбека Бакиева, так и на дядю, Жаныша. Если верить военной прокуратуре Киргизии, Максим Бакиев буквально подбивал своих родственников на тяжкие преступления, и теперь дядю судят за убийство бывшего руководителя президентской администрации Медета Садыркулова. Курманбека Бакиева по последнему делу уже осудили на 25 лет – заочно. А Максим Бакиев проходит по целому ряду уголовных дел – от организации ОПГ до соучастия в убийствах.