Мнение: Малые ГЭС как альтернатива для Кыргызстана

Нынешние реалии современного государства и ее полноценное развитие трудно представить без наличия энергоресурсов. В этом плане, Кыргызстан находится в самом центре Евразийского континента и имеет выгодное географическое положение, что позволяет ей создать доступ на рынки соседних стран. Страна занимает стратегическое расположение между СНГ и Азиатско-Тихоокеанским экономическим сообществом, представляя собой один из главных маршрутов транзита через Центральноазиатский коридор. За период обретения независимости Кыргызстан сумел выстроить взаимные отношения не только со странами региона, но и со государствами дальнего зарубежья. Товары из Кыргызстана получили потенциальный доступ на рынки с населением, общей численностью до 2 млрд. человек. В аспекте региональных новообразований, то республика вступила в 2015 году в Таможенный Союз России, Казахстана и Беларуси, тем самым открыв выход своим товарам и услугам на рынок с численностью 180 млн. человек.

Необходим отметить, что безусловным фактором для промышленного производства и создания товаров и услуг в любой экономике мировых стран является стабильный доступ и необходимость снабжения электроэнергией. В этом ключе, Кыргызстан активно использует возможности выработки электроэнергии гидроэлектростанциями (ГЭС) и тепловыми электростанциями (ТЭС). Обладание богатыми водными ресурсами создала все предпосылки для того, что гидроэнергетика стала стратегической отраслью Кыргызстана. По объему формируемых на ее территории водных ресурсов республика занимает третье место среди государств СНГ. Если обратиться к общим статистическим данным, то в стране насчитывается 252 крупных и средних реки, потенциал которых оценивается в 18,5 млн. кВт мощности и более 140-160 млрд. кВт.ч электроэнергии. Как подсчитали мировые и местные эксперты, потенциал Кыргызстана в области гидроэнергетики используется всего на 9 %. Большими запасами гидроэнергоресурсов обладают реки Нарын, Сары-Джаз, Кокомерен, Чаткал, Тар, Чу, Кара-Дарья и Чон-Нарын, у которых средние уклоны изменяются от 5 до 20 м на 1 км длины, а средняя удельная мощность составляет от 2227 до 5322 кВт/км. Таким образом, гидроэнергетический потенциал страны позволяет обеспечивать не только внутренние потребности, но и делится ею с другими странами. В Кыргызстане из имеющихся возможностей используется лишь 53 % гидроресурсов. Кроме того,  на долю гидроэнергетического сектора приходится 2 % ВВП страны, которая в суммарном количестве отчисляет всего 10 % доходов в республиканский бюджет. Из всей доли электроэнергии в стране возможностями ГЭС вырабатывается 94 %, а тепловыми станциями 6 %.

В этой связи, в настоящее время на фоне реализуемых в Кыргызстане крупных проектов строительства мощных плотинных электростанций, также возрастают положительные условия и для развития малых и средних ГЭС на небольших реках. Примечательно, что ресурсы малых рек Кыргызстана освоены всего лишь на 3 %, и представляют собой привлекательную нишу для реализации инвестиционных возможностей, преобразующихся нынешнее время в высокоперспективное направление гидроэнергетики.

Изначально, идея ускорения процесса устойчивой выработки электроэнергии малыми ГЭС в Кыргызстане имела свои трудности в создании всех требуемых условий со стороны государства. Правительством Кыргызской Республики были разработаны и утверждены дополнения и изменения в Земельный и Водный кодексы, в ряд некоторых законов КР, в частности о возобновляемых источниках энергетики и других. Совместно с неправительственным сектором и международными организациями дополнительно была разработана и утверждена «Концепция развития малых ГЭС», разработана WEB — карта перспективных створов для строительства малых ГЭС. В 2012 году в Кыргызстане были внесены дополнения и изменения в закон о возобновляемых источниках энергетики (ВИЭ), где был определен льготный период срока окупаемости для ВИЭ со сроком 8 лет. В результате, как только после появления правовых и иных возможностей, в первое время через реализацию проектов по малым ГЭС были созданы условия для привлечения первых инвестиций в размере $20 млн. из частного сектора, которая цепной реакцией обусловила внедрение конкурентного частного энергосектора в электрические сети.

Кроме того, для иностранных инвесторов вложившихся в сектор электроэнергетики Кыргызстана, с 2017 года действует упрощенный порядок получения инвестиционной визы. Согласно нововведению, руководителю иностранной инвестиционной компании и членам его семьи предоставляется срок пребывания в стране на срок до 3 лет, если будут представлены документы, удостоверяющие денежный и материальный вклад в экономику, эквивалентной сумме 10 миллионов сомов. Для инвесторов необходимо обратить внимание,  что в Кыргызстане создана довольно таки относительно либеральная законодательная база в отношении защиты прав для владельцев иностранного капитала.

Основные принципы государственной инвестиционной политики, направленные на улучшение инвестиционного климата в республике и стимулирование привлечения отечественных и иностранных капиталовложений, устанавливаются законом «Об инвестициях в Кыргызской Республике», который также регламентирует отношения между государством и инвестором. Кыргызстан предоставляет иностранным гражданам, осуществляющим инвестиции на ее территории, национальный режим экономической деятельности, применяемый в отношении юридических и физических лиц. Законами предусмотрено невмешательство государства в экономическую деятельность инвесторов, признание их интересов за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами.

Инвесторам, осуществляющим вложения капитала в приоритетные отрасли экономики, как строительство малых ГЭС, ведущих работы на определенных территориях республики, могут быть предоставлены льготы в соответствии с государственными программами и проектами развития. При этом, долгосрочные вклады могут осуществляться в любых формах в объекты и виды деятельности, не запрещенные законодательством, в том числе и в лицензируемые виды как энергетика.

Если касаться малых ГЭС, то по законам Кыргызской Республики, производство, передача, распределение, продажа, экспорт и импорт электрической энергии (за исключением производства электрической энергии, получаемой в результате использования возобновляемых источников энергии, а также производства электрической энергии из любых источников энергии для собственного пользования при мощности до 1000 кВт) подлежит лицензированию. В этом плане, особой сложности для иностранных инвесторов не должно возникнуть.

В области налогообложения, то с начала 2009 года в Кыргызской Республике действует новая редакция Налогового кодекса, заложившая основы для реформирования налоговой политики и улучшения условий сбора налогов. Новый кодекс включает в себя:

— снижение налогового бремени и либерализация налоговой системы для иностранных инвесторов;

— сокращение количества налогов с 16 до 8 видов;

— снижение ставок НДС с 20 % до 12 %;

— введение единых ставок для субъектов малого предпринимательства;

— введение облегченного налогового режима и ряда преференций.

Также, в  стране действует самый низкий среди стран СНГ корпоративный подоходный налог (10%), и действует самое либеральное в регионе таможенное законодательство.4

В целом, если рассматривать энергетический сектор Кыргызстана, связанный с малыми ГЭС, то определяется четкий порядок состоящий из 3 частей и ее участников:

— производство электроэнергии — генерирующие предприятия ОАО «Электрические станции» и ОАО «Чакан ГЭС»;

— транзит электроэнергии — ОАО «Национальные электрические сети Кыргызстана» (НЭСК);

— распределение электроэнергии — ОАО «Северэлектро», ОАО «Востокэлектро», ОАО «Ошэлектро» и ОАО «Джалалабадэлектро».

При этом, доля ОАО «Чакан ГЭС», как одной из перспективных малых ГЭС, составляет всего 1% от общей выработки электроэнергии в Кыргызстане. Ее главными энергопотребителями являются компании и хозяйствующие субъекты Чуйской области КР и южных регионов Казахстана. Строительство же малых ГЭС даст возможность выработки электричества в общую энергосистему страны, что позволит покрыть спрос на внутреннем и внешнем рынках.2

В настоящее время в Кыргызстане, с учетом постепенного роста заинтересованности в развитии малых ГЭС как внутренними инвесторами, так и зарубежными, имеются следующие проекты:

— «Реконструкция ГЭС «Ленинполь», стоимость 3 млн. долл. США, мощность 1.2 МВт — 2 агрегата по 600 кВт каждый и среднегодовая выработка 6,7 млн. кВт.ч электроэнергии) с увеличением ее мощности до 2.4 МВт со среднегодовой выработкой 17.52 млн. кВт.ч электроэнергии, срок строительства 1,5 года;

— «Модернизация Лебединовской ГЭС», стоимость 20 млн. долл. США, Предусмотрено два варианта инвестиционных возможностей, которые позволят при вложении около 10 млн. долл. США усилить мощность Лебединовской ГЭС до 1,5 МВт, во втором варианте инвестирования 20 млн.долл. США до 2,9 МВт;

— «Строительство ГЭС «Куркуроо», стоимость 1,5 млн. долл. США. Вложения пойдут на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по строительству ГЭС, приобретение гидротехнического, гидроэнергетического и электротехнического оборудования для ГЭС. Река Куркуроо-Суу достаточно полноводная и не используется для выработки электроэнергии;

— «ГЭС «Чон-Ак-Суу», стоимость 31,2 млн. долл. США, мощность 11,4 МВт. Гидроэнергетический потенциал реки Чон-Ак-Суу считается привлекательной ввиду возможностей электроснабжения объектов курортной зоны около озера Иссыкуль;

— «Строительство двух малых ГЭС «Аламедин», стоимость 4,2 млн. дол. США на два малых ГЭС по 2400 кВт.ч (4800 кВт), окупаемость 6 лет;

— «Строительство «Каракульской Малой» ГЭС», стоимость 24,5 млн.долл. США, мощность 18 МВт. Срок реализации проекта 2,5 года;

— «Строительство малой ГЭС «Ала-Арча», стоимость 1,3 млн.долл. США, мощность 1600 кВт.ч, срок строительства 1 год;

— «Строительство малой ГЭС «Ойтал», стоимость 8, 2 млн. долл. США, мощность 7200 кВт, строительство ГЭС с 3 агрегатами со среднегодовой выработкой 54 млн. кВт электроэнергии займет около 2 лет;

— «Строительство малой ГЭС «Чункурчак», стоимость 1,3 млн. долл. США, мощность 1500 кВт, строительство  малой ГЭС с 3 агрегатами по 500 кВт займет 1,5  года.

Данные проекты строительства и модернизации малых ГЭС по своей значимости являются лишь одними из единичных примеров имеющегося гидроэнергетического потенциала. При расчете возврата вложенных средств, то в Кыргызстане в отношении малых ГЭС установлены определенные тарифы на электроэнергию,  реализуемая для промышленных предприятий по 2 сома 24 тыйына, а  для населения по 77 тыйынов за кВт.ч.

Экономисты и энергетики создали преференции для покрытия затрат на строительство малых ГЭС, где инвестор сможет быстро окупить расходы, а после чего будет продавать электроэнергию по общему тарифу.5

Сегодня в КР функционирует 12 малых ГЭС, тогда как в стране возможно строительство порядка 100 малых ГЭС мощностью 180 МВт. По законодательству Кыргызской Республики гидроэлектростанции мощностью до 30 МВт могут строиться и находиться в частной собственности.

Весьма примечательно, что мировые агентства Moody’s Investors Service и Standard & Poor’s  в 2017 году впервые присвоили Кыргызстану кредитный рейтинг B2, отражающий текущую экономическую ситуацию страны. Опираясь на кредитный рейтинг, крупные финансовые учреждения и инвесторы принимают решения по кредитованию и инвестированию, где требуется оценка платежеспособности и рентабельности объектов. В частности, инвесторы смогут рассчитывать на улучшение условий финансирования со стороны нерезидентов как более длительные сроки кредитования и установление более низкой процентной ставки, а также возможность привлечения значительных сумм для финансирования государственных и частных проектов в сфере строительства малых ГЭС.

Независимый эксперт Эркин Матеев

Поделиться