Таджикские депутаты получают самую высокую зарплату среди работников бюджетного сектора, а средняя зарплата в стране составляет 1200 сомони (120 долларов), но всегда находятся под критикой общественности, которая называет их «марионетками правительства». Об этом пишет «Озоди».
Обозреватели отмечают, что таджикский парламент, особенно после выборов 2015 года, превратился в пассивный институт в политической системе страны, который безоговорочно принимает все решения правительства и голосует за правительственные законопроекты, не требует спроса с министров и т.д.
«Обыватели не знают тонкостей парламентской деятельности»
Однако сами депутаты не согласны с такими выводами. Например, Абдухалим Гаффоров, глава Социал-демократической партии Таджикистана, уверен, что критики парламента просто-напросто не знают подробностей парламентской деятельности.
На вопрос Радио Озоди, почему предлагаемые правительством законопроекты принимаются без проволочек, Гаффоров отметил, что дебаты начинаются, когда в проекте закона существует какие-нибудь непонятные моменты.
По его словам, обычно все недостатки в документах исправляются ими еще на начальной стадии, поэтому и не возникает споров на парламентском заседании.
Нынешний состав парламента, который безоговорочно принимает все законопроекты, называют в прессе «молчаливым парламентом». В редких случаях деятельность некоторых государственных структур критикует спикер нижней палаты таджикского парламента Шукурджон Зухуров.
Основная критика общественности направлена на то, что парламент не обращает внимания на острые социальные проблемы в стране и не призывает руководителей министерств и ведомств к ответу. К примеру, парламент промолчал в ответ на решение повысить стоимость сим-карт или не призвал прояснить ситуацию в худжандской колонии, где недавно произошел бунт.
Мы решили провести опрос в столице и попросили прохожих назвать имена таджикских депутатов, но собеседникам удалось назвать лишь имена 3-4 народных избранников.
Однако Абдухалим Гаффоров утверждает, что иногда они требуют чиновников дать комментарии по тому или иному решению. Например, продолжил он, недавно в парламент был приглашен глава энергохолдинга «Барки точик» и депутаты спросили у него причины повышения тарифа на электроэнергию и ограничения подачи электроэнергии населению.
«На парламентские обсуждения всегда приглашаются чиновники, которые имеют отношение к законопроекту. Депутаты независимы в своей деятельности, и если есть недостатки в деятельности госструктур, то обычно следует серьезная критика с нашей стороны. Мы спокойно высказываем свое мнение и предлагаем пути решения», — говорит Абдухалим Гаффоров.
«Ставят личные интересы превыше народных»
Парламент Таджикистана – двухпалатный, преобладающее большинство в обеих палатах – члены правящей Народной демократической партии. К примеру, 76% из 63 депутатов нижней палаты парламента – члены НДПТ.
Представители 5 других политических партий, присутствующих в парламенте, также являются проправительственными.
Юрист Шокирджон Хакимов, который исследует тему таджикского парламентаризма, сказал, что основная миссия парламента, как органа законодательной власти, — контроль за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства и другими государственными структурами. Но в Таджикистане, по его словам, эта миссия не исполняется и тому причина – отсутствие реальных выборов.
«Депутаты боятся, что в случае критики их больше не переизберут и они потеряют также шанс быть назначенными на пост в государственной структуре. Они ставят свои личные интересы выше интересов народа», — говорит Хакимов.
Срок полномочий действующего парламента истечет в феврале 2020 года и в стране буду выбирать новых народных избранников.